ФАС: расходы на мерчандайзинг учитываются в полном объеме
Затраты на мерчендайзинг и на обучение персонала выкладке товара являются экономически обоснованными. При этом они не относятся к нормируемым расходам на рекламу и учитываются в полном объеме как прочие расходы, связанные с производством и реализацией. К такому выводу пришел ФАС Центрального округа (постановление от 04.12.08 № А35-6838/07-С21).
Суть конфликта
Инспекция сочла необоснованными затраты компании — более 60 млн. рублей — на оплату мерчендайзинга, а также на обучение персонала выкладке товара. Налоговики сочли расходы экономически необоснованными и доначислили налог на прибыль в размере более 15 млн. рублей, начислили пени и оштрафовали компанию. Организация с решением инспекции не согласилась и обратилась в суд.
Позиция судов
Любопытно, что суд первой инстанции требования компании частично удовлетворил. А именно: отменил доначисление 11 млн. рублей. Признать полностью недействительным решение ИФНС арбитры отказались. Логика судей такова. Затраты компании на мерчендайзинг и обучение персонала правилам выкладки являются экономически обоснованными. Однако их нужно рассматривать как расходы на иные виды рекламы, не перечисленные в абзацах втором - четвертом п. 4 ст. 264 НК РФ. А это означает, что расходы на мерчендайзинг и обучение продавцов выкладке можно учесть лишь в размере, не превышающем 1 процент выручки от реализации (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).
Однако суды апелляционной и кассационной инстанций с выводом о том, что спорные расходы являются иными видами рекламы, не согласились. Арбитры напомнили: мерчендайзинг — это меры, направленные на выкладку товаров на лучших местах в торговом зале, обеспечивающих визуальное выделение продукции и привлечение внимания покупателей, а также определение наилучших мест торговой точки для расположения рекламных плакатов.
Целью выкладки товаров является стимулирование к покупке продукции определенного производителя. Она достигается грамотным расположением товара в месте продажи (учитывается определенная область торгового зала, уровень полок, а также иные факторы). Но, несмотря на то, что выкладка способствует реализации товара конкретного производителя, такие меры нельзя квалифицировать как рекламную деятельность. Дело в том, что реклама должна содержать в себе какие-либо сведения о товаре и формировать интерес к нему. А выкладка товара предполагает размещение в местах продажи самого товара. Никаких дополнительных сведений в результате выкладки товара покупатель не получает. Некоторая информация содержится только на упаковке, но здесь сообщается только о потребительских свойствах товара, его назначении, составе, условиях хранения, дате и месте изготовления. То есть такие сведения не могут признаваться рекламой. Напротив, их продавец обязан предоставлять в целях обеспечения возможности правильного выбора товара потребителями. Кроме того, согласно ГОСТ Р 51304-99, выкладка товара является частью процесса услуги по продаже товара, а потому не может рассматриваться как услуга по рекламе. Следовательно, такие услуги учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Суд также высказался о расходах на услуги по оформлению витрин рекламными материалами (они входили в состав услуг по мерчендайзингу). Арбитры указали, что такие затраты относятся к расходам на рекламу и списываются в полном объеме. Ведь оформление витрин прямо названо в абзаце 4 пункта 4 статьи 264 НК РФ, значит, к иным видам рекламы оно не относится и не нормируется. (Отметим, что это не первое положительно решение — ФАС Поволжского округа разрешил учитывать расходы на мерчендайзинг даже оптовикам, уже реализовавшим свою продукцию торговым точкам).
Наконец, отметил суд, не может быть признано рекламной деятельностью и обучение торгового персонала основным правилам выкладки. Главный аргумент — эти услуги не соответствуют ни одному признаку рекламы: не содержат в себе информации о товаре, его производителе, рассчитаны на конкретных сотрудников торговой организации (а не на определенный круг лиц). Целью такого обучения является не поддержание интереса к товару, его производителю, а передача сотрудникам новых навыков, которые будут способствовать эффективной реализации товаров. Поэтому расходы на обучение персонала также учитываются в полном объеме.
Источник: БухОнлайн.ру
http://buhonline.ru