Федор Вирин, Mail.Ru: "Кризис заставит пересмотреть принципи развития новых проектов"
Федор Вирин, Директор по исследованиям Mail.Ru - о принципах интернет-торговли, целесообразности запуска новых проектов в кризисный период, а также роли интернет-магазинов в общей системе ритейла в период кризиса. |
Какую долю в России занимают в Интернете платежи с использованием пластиковых карт в общей доле платежей интернет-магазинов?
- В общей доле интернет-магазинов - крохотную, потому что в Рунете устоялась привычка оплаты "по факту", обычно наличными курьеру в руки. Здесь вы задаете не совсем правильный вопрос, потому что карточкой удобно платить за сервис и за цифровой контент. Доля пластика в магазинах цифрового контента (софт, например), или в оплате билетов на самолеты сейчас может быть очень велика (10-20 и более процентов - в разных магазинах по-разному).
Скажите, как вы относитесь к скрытому маркетингу, пропаганде через Интернет, как методу продвижения?
- Реклама, на мой взгляд, достаточно многообразна. Я считаю, что она должна быть хорошей: по-своему уместной, в чем-то привлекательной для пользователя, интересной, и по-своему актуальной. Если это соблюдается, то я за скрытый маркетинг, потому что это новая форма взаимодействия с целевой аудиторией. Но только в этом случае.
Реклама в социальных медиа породила новый интересный тренд: надо научиться говорить правду в рекламе. Без так называемых "прикрас".
Есть ли сейчас статистика по среднему времени, которое проводит пользователь в сети? Оно сократилось или, наоборот, выросло в кризис?
- Статистика такая есть, ее публикует компания Гемиус. На изменение поведения пользователей в сети пока больше влияет погода (вы заметили, что весна началась?), чем кризис.
Какая судьба ждет "стартапы"? Можно ли говорить о том, что основная часть из них будет остановлена?
- Рынок стартапов изменился. Количество инвестиционных денег на рынке не изменилось, но они стали тяжелее. Если раньше деньги можно было получить под любой проект с аудиторией, то сейчас инвестиции в первую очередь направляются на те проекты, которые научились сами зарабатывать деньги. Иными словами, поменялись приоритеты инвесторов. Теперь в цене проекты, которые умеют не только тратить деньги, но и приносить их обратно.
Бытует мнение, что интернет-магазины не должны особенно пострадать от кризиса, т.к. некоторое снижение покупательской активности в off-line прямо пропорционально обернется всплеском активности для магазинов в on-line. Обосновано ли такое мнение и какие Вы видите перспективы интернет-торговли на период кризиса?
- Люди, которые уже начали пользоваться интернет-магазинами, не перестанут этого делать, потому что это удобно (в большинстве случаев). Поэтому снижения оборотов электронной коммерции относительно общего ритейла ждать не следует. Другое дело, что и расти им особенно не с чего, поэтому будет, скорее всего, небольшой рост (по инерции), а снижение темпов роста или даже оборотов будет происходить только вместе со снижением оборотов всего ритейла.
Как сегодня выглядит ситуация на рынке прямых инвестиций? Насколько сократились объемы денежных вложений, и какие прогнозы Вы дадите на будущее?
- Будучи в курсе работы нескольких фондов, хочу сказать, что объемы денежных вложений не уменьшились.
Каким образом кризис отразится на развлекательных сервисах? Вы ожидаете снижения доходности этого направления?
- Развлекательные ресурсы в кризис будут расти, конечно. Потому что Интернет - дешевое развлечение, а значит, в кризис он остается доступным тогда, когда более дорогие.
Беседовал Сергей Решодько