В прошлую субботу на летний Хельсинки, как обычно, опустилась ночь, а на сцену проходящего в городе Flow festival на скользящем подиуме — Grace Jones, что едва ли можно считать заурядным событием. Ее голову покрывала черная корона в виде ирокеза, превращающая Grace в героиню бессоновского бестселлера.
Flow — молодой фестиваль, проходящий почти в центре Хельсинки на заброшенной электростанции. Впервые он был организован в 2004 году, и с тех пор его line up значительно посерьезнел. «Тиранию» диджеев все больше теснят лайвы живых групп с актуальным саундом. Так, в прошлом году на фестивале выступали исландский электрохоровод Mum, канадский дуэт Crystal Castles, черные хип-хоперы из Филадельфии The Roots и австралийцы Cut Copy со своим солнечным поп-н-роллом. На сей же раз на сцены Flow festival падали звезды из более привилегированных галактик.
Прежде всего это были титаны электроники Kraftwerk и упомянутая Grace Jones — уже почти мифы, одно существование которых можно было бы подвергнуть сомнению. Но, как выяснилось, музыканты процветают каждый в своей вселенной. Во всяком случае публика убедилась, что пороха в пороховницах ямайской дивы присутствует еще прилично. Впервые в Финляндии выступила Lily Allen. У нее, несмотря на юный возраст, до слез болела спина, как призналась сама звезда. Однако это не помешало Lily, разделавшись с собственными хитами, доковылять до концерта соотечественников The Big Pink, которые резали по-живому своими шугейз-нойз-симфониями на соседней сцене. Выступление White Lies, ставших брит-поп-открытием прошлого года, заставило пострадать преимущественно женскую половину публики. В ходе концерта в воздух даже взлетело два бюстгальтера — красный и черный.
О Яне Тирсене благодаря «Амели» знали многие, но о том, что в его бэнде играют еще как минимум пять человек, некоторые даже не догадывались, пока все они не появились на сцене и не отыграли очень атмосферный концерт. Группа немало выступала в этом сезоне, учитывая, что на запястье Тирсена древесными кольцами висело с десяток браслетов со всевозможных фестивалей. «В мире ничего совершенного», — гласила надпись на футболке стоявшего впереди человека. Но глядя, как вокалист бэнда нежно целуется с микрофоном, в это как-то не верилось. После трогательного Тирсена публику приводили в чувства New Young Pony Club, вокалистка которых, комплекцией действительно напоминавшая пони, старалась как могла и даже разок упала, не удержавшись на высоких каблуках.
В воскресный дождливый день к месту пришлись приверженцы реггей и босса-новы Nitin Sawhney и шведская фолк-звезда Jenny Wilson с семейством — мужем и родной сестрой, без которых, как правило, ее «лайвы» не обходятся. А закрывала фестиваль вокалистка The Knife Karin Dreijer Andersson с сольным электрошаман-проектом Fever Ray и канадский инди-скрипач Owen Pallett, называющий свои сумасшедшие сейшны Final Fantasy из любви к видеоиграм.
Городской формат, как и компактность самой Финляндии, делают Flow festival достаточно камерным, интеллигентным и хорошо продуманным. Здесь нет клубов пыли, поднимающихся с фестивальных полей, как на том же Ruisrock, проходящем в соседнем Турку в начале июля. Нет и сопутствующего любому фестивалю мусора из пластиковых бутылок и тарелок с недоеденным фастфудом — на площадки все это попросту запрещено проносить. Посетители Flow аккуратно сортируют мусор по разным контейнерам и радуют глаз разноцветными туалетами, их нарядные тела не приходится собирать после концертов как урожай по осени, что не редкость для больших музыкальных ивентов. Иногда в тени деревьев можно наблюдать, как выбирается из бассейна наяда. Вода в них подогревается. В Финляндии все продумано.
ВИКТОРИЯ АЛЕЙНИКОВА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
http://www.rbcdaily.ru/2009/08/21/lifestyle/427604