Налоговики откажут в регистрации фирмам с "аморальными" названиями
Законопроект, подготовленный Министерством юстиции, предполагает внесение поправок в закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Благодаря нововведениям уже существующий закон должен быть приведен в соответствие с четвертой частью Гражданского кодекса (ГК), вступившей в силу в 2008 году.
Изменения в ГК предполагают, что наименования компаний не должны содержать полные или сокращенные официальные наименования (и производные) России, иностранных государств, органов власти, а также международных и межправительственных организаций и общественных объединений, а также "обозначения, противоречащие общественным интересам, <...> принципам гуманности и морали".
В прошлом году Госдуме уже пришлось вносить изменения в четвертую часть ГК в связи с названиями фирм, в состав которых входят слова "Россия" или "Российская Федерация". Так, изначально предполагалось, что названия с этими словами могут иметь только предприятия, принадлежащие государству не менее чем на 75 процентов.
Однако выяснилось, что доля государства во многих крупных компаниях, традиционно имеющих в своем названии слова "Россия" (к примеру, "Аэрофлот Российские авиалинии" или Сбербанк России), составляла менее 75 процентов. Теперь, если та или иная компания все же хочет включить в свое название слова "Российская Федерация" или "Россия", то ей потребуется особое разрешение от властей. Летом 2009 года Госдуме предложили распространить это правило и на названия регионов, однако пока никакого решения депутаты не приняли, и судьба данной инициативы неизвестна.
Если с "российскими" названиями все вроде бы понятно, то что считать "аморальными", не очень ясно. У чиновников же вопросов, кажется, не возникает. Как пишет газета "Ведомости", в Федеральной налоговой службе (ФНС) привели примеры "аморальных" названий. "Если юрлицо называет себя 'Аль-Каида' - это нравственно или нет, учитывая, что мы боремся с терроризмом? Или мы боремся с однодневками, а кто-то пытается зарегистрировать фирму 'Однодневочка'. Это же вызов всему обществу!" - заявил неназванный чиновник ФНС газете, добавив, что владелец фирмы, которому отказали в регистрации, сможет обжаловать действия ФНС в суде.
В случае, если депутаты согласятся внести изменения в закон о регистрации, налоговикам станет легче работать. Сейчас в законе не прописано такое основание для отказа в регистрации, как несоответствие названия фирмы нормам ГК. Поэтому формально ФНС не может не зарегистрировать компанию с "неправильным" названием. Сотрудникам службы приходится либо находить иные основания для отказа (например, неверное оформление документов), либо регистрировать компанию, а затем добиваться в суде ее переименования.
Лавры Бендера
Надо сказать, что надежды налоговой службы на некоторое ограничение свободы предпринимателей в названиях фирм имеют под собой основания. Фантазия отечественных бизнесменов в некоторых случаях практически безгранична, и простой поиск в интернете это доказал.
Так, например, в республике Коми занимается металлопрокатом ООО "Бастард". В Пермском крае ведет деятельность ООО "Лабеан" (интересующиеся могут сами прочитать название этой фирмы справа налево).
В Архангельске, если верить поиску, есть ООО "Засада", которое занимается деятельностью "в области права" и исследованиями "конъюнктуры рынка". А вот ООО "Однодневочка" (может, как раз то самое, которое вызвало недовольство ФНС), уже обанкротилось, что неудивительно.
Кстати, в Амурской области работает ООО "Рога и копыта". Судя по всему, довольно солидное предприятие: на странице предприятия говорится, что это "одно из лучших производств лекарств в Благовещенске в Амурской области".
Что уж говорить о российских ООО, открываемых иностранными компаниями. Например, все в том же интернете можно найти фото этикетки китайского производителя мягких игрушек с названием, ласкающим слух искушенного российского потребителя.
Кажется, вряд ли кто из россиян откажется, если поправки в закон "О регистрации" смогут ограничить буйную фантазию бизнесменов. Однако формулировка о принципах "гуманности и морали" звучит так расплывчато, что, похоже, законодателям придется и дальше пользоваться беспроигрышным способом "об оформлении" документов.
Ирина Рябова