Пользователи мобильного интернета рассказали о своих пристрастиях
Аудитория мобильного интернета в России моложе, обеспеченнее и активнее пользователей интернета в целом, однако среди них велика доля тех, у кого мобильный интернет — единственное подключение, и с его помощью они больше общаются, слушают музыку, оплачивают товары и услуги, чем черпают новые знания и читают новости.
ФОМ представляет данные об аудитории мобильного интернета в РФ: её социально-демографические характеристики, отличия от владельцев смартфонов и пользователей интернета в целом, места пользования и основные занятия онлайн.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ АУДИТОРИИ МОБИЛЬНОГО ИНТЕРНЕТА В РОССИИ
- 3% россиян пользуются интернетом в мобильном телефоне – при этом мужчин примерно 4%, женщин вдвое меньше
- 5% россиян пользуются смартфонами, и лишь 16% пользуются в них интернетом
- Большинству пользователей мобильного интернета от 18 до 30 лет, у них есть высшее образование и доход выше среднего
- 34% пользователей мобильного интернета пользуются пластиковыми картами, 30% имеют кредит в банке, 44% из них водят автомобиль и 32% приобретает спортивное снаряжение
- Дома интернет-доступ имеют 58% пользователей мобильного интернета против 82% интернет-пользователей в целом, по 30% из них пользуются сетью на работе и у друзей
- Слушают и скачивают аудио уже чаще пользователи мобильного интернета (55% против 54%), больше заказывают и оплачивают товары или услуги онлайн (17% против 14% интернет-пользователей в целом) и вдвое чаще пользуются интернет-банкингом (10% против 5%)
- Мобильного интернета чаще представителей месячной аудитории сети 18-30 лет общаются посредством онлайн-мессенджеров – 50% против 40%
ХАРАКТЕРИСТИКИ АУДИТОРИИ МОБИЛЬНОГО ИНТЕРНЕТА В РФ
Согласно данным опроса ФОМ, 5% россиян пользуются смартфонами. Причём из них лишь 16% пользуются в них интернетом. Всего в РФ приблизительно 3% граждан пользуются интернетом в мобильном телефоне – при этом мужчин примерно 4%, а женщин вдвое меньше. Среди пользователей смартфонов соотношение точно такое же – 8% и 4% соответственно.
Рисунок 1. Социально-демографические характеристики аудитории мобильного интернета
Большинству пользователей мобильного интернета от 18 до 30 лет. Причём если рассматривать отдельно группы пользователей мобильного интернета и смартфонов, то доля «интернетчиков» в возрасте от 31 до 45 лет втрое меньше, чем молодых, тогда как доля пользователей смартфонов меньше вдвое. Впрочем, совсем старших в обеих группах в 6-7 раз меньше, чем молодёжи.
Мобильный интернет и смартфоны – это в большей степени прерогатива людей с высшим образованием: 5% против 3% пользователей мобильного интернета и 10% против 5% пользователей смартфонов.
20% людей с высоким доходом пользуются смартфонами, они также есть у 8% с доходами выше среднего, 4% со средним доходом и 3% с низким. Мобильным интернетом пользуются 9% высокодоходных сограждан, 4% людей с доходами выше среднего и по 2% людей с низкими и средними доходами.
Рисунок 2. Характеристики пользователей мобильного интернета и сети в целом
Если сравнивать показатели месячной аудитории интернета в целом и пользователей мобильного интернета в частности, то среди последних больше мужчин (66% против 52% в среднем). Три четверти из них моложе 30 лет и почти половина с доходом выше среднего. Зато пользователей мобильного интернета с высшим образованием несколько меньше, чем среди представителей интернет-аудитории в целом, и они чаще проживают в населённых пунктах с численностью жителей до миллиона. Причём жителей сёл среди них 23%, тогда как среди пользователей интернета в целом – их насчитывается 15%.
Надо сказать, что аудитория мобильного интернета активнее интернет-пользователей, а том числе и экономически: пользуются пластиковыми картами каждый третий (34% против 25% интернет-аудитории), имеют кредит в банке 30% против 23%. Кроме того, 44% из них водят автомобиль (37% интернет-пользователей), приобретает спортивное снаряжение каждый третий (32% против 26%).
Рисунок 3. Места пользования интернетом у российских пользователей
Что же касается мест пользования интернетом, то, как показывает практика, далеко не все пользователи мобильного интернета имеют дома интернет-доступ: таковых насчитывается 58% против 82% интернет-пользователей в целом. Зато пользователи мобильного интернета чаще пользуются сетью на работе (30% против 21%), у друзей и знакомых (29% против 16%).
ПОВЕДЕНИЕ ОНЛАЙН ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ МОБИЛЬНОГО ИНТЕРНЕТА
В ходе опроса ФОМ были найдены особенности пользователей мобильного интернета, отличающие их от пользователей интернета в целом. Так интернет-пользователи больше времени проводят за поиском информации онлайн и чтением новостей (81% и 61% против 70% и 53% соответственно), а также за онлайн-играми (30% и 24% соответственно). По 52% пользователей интернета через мобильный телефон и всеми известными способами скачивают и просматривают онлайн видео. А вот слушают и скачивают аудио уже чаще пользователи мобильного интернета (55% против 54%). Кроме того, они экономически более свободны и продвинуты: чаще заказывают и оплачивают товары или услуги онлайн (17% против 14% интернет-пользователей в целом) и вдвое чаще пользуются интернет-банкингом (10% против 5%).
Рисунок 4. Поведение пользователей в интернете
Что касается общения, то пользователи мобильного интернета чаще представителей месячной аудитории сети 18-30 лет общаются посредством онлайн-мессенджеров – 50% против 40%. По 57% пользователей мобильного интернета общаются в соцсетях и по электронной почте, однако эти каналы коммуникации куда больше облюбованы пользователями прочих способов доступа в сеть. Общаются в блогах всего 7% пользователей, 4% пользователей мобильного интернета.
Рисунок 5. Общение пользователей в интернете
Иными словами, пользователи мобильного интернета в России – это наиболее активная, молодая часть интернет-аудитории, сформированная, с одной стороны, из тех, у кого нет иного доступа в сеть, с другой – из наиболее активных пользователей, стремящихся быть «на связи» постоянно. Они в курсе новых технологий, обеспечены, стремятся к максимальной мобильности и независимости (в т.ч. экономическая активность в интернете), легки на подъём и общительны. Потенциально это очень интересный сегмент аудитории, однако на данном этапе его сложно сегментировать и налаживать работу именно в их направлении. С развитием технологий, доступностью мобильных устройств и особенно удешевлением и распространением вариантов мобильного доступа в сеть не только в крупных городах, но и небольших населённых пунктах, мобильная аудитория сети может оказаться весьма привлекательным сегментом пользователей с маркетинговой точки зрения.
Источник: http://rumetrika.rambler.ru/review/2/4332