"Почту России" могут лишить монополии
В ближайшие полгода-год на рынке почтовой связи могут произойти значительные изменения, которые затронут всех, кто пользуется почтовыми услугами. Речь идет о том, чтобы потеснить на этом рынке монополиста и главного игрока - «Почту России». По крайней мере, такой вывод можно сделать по итогам заседания коллегии Минкомсвязи, на котором рассматривался проект федерального закона «О почтовой связи».
Напомним, разработка этого законопроекта была начата в прошлом году. Стоит отметить, что в России имеется закон «О почтовой связи», принятый в 1999 году. По словам заместителя директора департамента государственной политики в области связи Минкомсвязи Тамары Моисеевой, с того времени многое изменилось. Так, появились новые технологии и предоставляемые на их основе услуги, начал действовать закон «О связи». Кроме того, Всемирным почтовым союзом (ВПС) был принят ряд актов, которые, в свою очередь, были ратифицированы Россией. Изменений, которые пришлось учесть разработчикам закона, хватило на три новых главы, которые отсутствуют в действующем законе. Всего, как уточнила Моисеева, законопроект включает в себя 52 статьи, разбитых на десять глав.
В первую из них разработчики включили много новой терминологии, прописали госрегулирование почтовой связи. Совершенно новыми, отсутствующими в действующем законе, стали главы, посвященные универсальной услуге почтовой связи (УУПС, Глава VI), специальной связи (Глава VII). Кстати, за введение универсальных услуг почтовой связи ратует, как оказалось, Федеральная антимонопольная служба (ФАС), замечания и предложения которой, судя по всему, не попали к разработчиком законопроекта до проведения коллегии министерства.
Дело в том, что на названном мероприятии было отмечено, что проект закона направлен на согласование в 23 министерства и ведомства. От 16 из них поступили одобрения. Два ведомства высказались против. Одно из них - ФСО России. У этой службы терминологическая претензия - она выступает против использования слова «спецсвязь», которое хочет оставить за собой. Второе несогласное ведомство - ФАС, которая, по словам Моисеевой, вообще не дала никакого ответа.
Говоря о претензии ФСО РФ, следует отметить, что в настоящее время в России доставкой секретной, особо важной и особо ценной почты занимаются три структуры: служба специальной связи («Спецсвязь») в ведении Минкомсвязи, одноименное подразделение в ведении ФСО и служба фельдъегерской связи в Минобороны. Обеспокоенность ФСО вызвал факт, что совпадение названия «Спецсвязь» у двух структур может быть закреплено на законодательном уровне.
Если вернуться к УУПС, то к ним относятся услуги почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей в обмене письменной корреспонденцией в пределах России по доступным ценам. Та же ФАС считает, что закон должен содержать нормы, аналогичные уже применяемым в Евросоюзе, где в соответствии с «Почтовой директивой» ЕС операторы должны производить универсальную услугу, предоставляя потребителям или посредникам доступ в приемлемых точках, в соответствии с потребностями этих пользователей. Условия доступа, включая контракты, должны быть прозрачными, публиковаться соответствующим образом и не содержать дискриминирующих условий. Исходя из международного опыта предоставления УУПС и с учетом законодательства РФ, универсальной услугой почтовой связи можно считать пересылку письменной корреспонденции, которая включает в себя простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, секограммы, бандероли и мелкие пакеты.
Еще одним значимым изменением может стать появление назначенных операторов почтовой связи. В настоящее время международная почтовая связь монопольно закреплена за единственным назначенным оператором - за «Почтой России». Проект нового закона предусматривает, что международной почтовой связью (в том числе транзитом почтовых отправлений по территории РФ, расчетами за международный почтовый обмен) смогут заниматься несколько назначенных операторов. При этом порядок определения назначенного оператора почтовой связи, а также перечень видов деятельности и услуг, для осуществления которых назначается оператор, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области связи.
Предполагается, что введение в закон перечисленных норм позволит если не полностью, то значительно демонополизировать рынок почтовой связи. Эти нормы позволят альтернативным операторам использовать для обслуживания своих клиентов инфраструктуру «Почты России» не по «завышенным» ценам. А значит, они смогут несколько снизить расценки на свои услуги и тем самым привлечь на обслуживание клиентов «Почты России».
На заседании коллегии заместитель генерального директора «Почты России» Александр Орешкин согласился с тем, что действующий закон «О почтовой связи» не отвечает реалиям. Кстати, на заседании оператор почтовой связи не стал защищать свои монопольные позиции, как это было летом текущего года. Тогда «Почта России» старалась добиться закрепления только за ней права заниматься международной почтовой связью и предоставлением УУПС.
Вместо этого почтовый оператор стал настаивать на расширении возможностей по предоставлению финансовых услуг. В частности, компания рассчитывает получить право без бюрократических препон, то есть без получения соответствующих финансовых лицензий, предоставлять населению финансовые услуги. По словам Александра Орешкина, это позволит «Почте России» получить средства на модернизацию своей инфраструктуры и на организацию доступа граждан к госуслугам в пунктах коллективного доступа, организованных на базе почтовых отделений. «Реализация этих планов обеспечит возможность акционирования компании, заявил Орешкин. - А это, в свою очередь, повлечет за собой создание «Почтового банка».
По словам заместителя министра связи и массовых коммуникаций Наума Мардера, министерство рассчитывает, что все разногласия по проекту закона «О почтовой связи» будут оперативно разрешены и уже в следующем месяце ведомство сможет направить его на рассмотрение правительства, а в ноябре - в Госдуму.
Также Наум Мардер отметил, что «Почта России» уже несет убытки от предоставления УУПС. Поэтому в течение двух лет из федерального бюджета компании будут выделены средства на покрытие «универсальных» убытков, полученных при предоставлении услуги по пересылке простых писем, почтовых карточек и бандеролей. Так, в текущем году «Почте России» планируется выделить 6 млрд рублей, а в следующем - 7 млрд.
В целом, можно сказать, что в случае принятия нового закона пользователи получат возможность выбора оператора почтовой связи из нескольких, предоставляющих приблизительно равные услуги. Если не во всех, то по крайней мере в ряде регионов России. В то же время перечень услуг, предоставляемых «Почтой России», должен увеличиться за счет финансовых сервисов и за счет организации доступа к госуслугам.