Взгляд 2011: пришло время социальных сетей и коалиций?
Пора обсудить главные тренды года уходящего и наступающего. Елена Наумчик, независимый эксперт, достает волшебный шар и делится своими прогнозами и ожиданиями.
Год назад, гадая о будущем, многие из нас были смущены и растеряны. Экономическая ситуация оставалась нестабильной и прогнозы строить было страшновато. Тем отраднее видеть, что сбылся мой главный прогноз: кризисная встряска 2008-2009 года принесла на рынок программ лояльности оздоровление и рост.
Главными трендами уходящего года я назвала бы такие:
Рост числа программ лояльности и интереса к ним
Сбылся прогноз о новых проектах в средне-крупном и крупном сегментах розничного бизнеса. В 2010м году о программах лояльности задумались даже монополисты. Почта России запустила бонусную программу с каталожной системой поощрения, развивается система поощрения пассажиров в РЖД. Розничные сети тоже не отстают - появились новые проекты в средне-крупном и крупном сегментах розничного бизнеса, такие, как INCITY (ОАО «Модный континент»), а Х5 распространил технологии бонусной программы на сеть гипермаркетов «Карусель», запустив программу лояльности «Волшебная карта».
Увеличение числа партнерских и банковских программ, кобрендов
Весьма урожайным уходящий год оказался на банковские кобренды. Альфа Банк - S7, Русь-Банк – Трансаэро, Сбербанк – МТС … список можно продолжать.
Порадовали Евросеть и Золотая Корона, запустив на рынок новую мультипартнерскую программу лояльности «Кукуруза» (и исполнив мой прогноз о новых партнерских программах). В целом российскому рынку определенно не хватает конкуренции в части мультипартнерских программ, и появление нового участника отрадно.
Дисконтный реванш
Стремясь удержать клиентов, предложив что-то быстрое и эффектное, многие розничные компании вернулись к скидкам. Возникли даже целые дисконтные клубы, например, Клуб скидок Русский стандарт или дисконтный клуб АМТ-Банка.
Стандартизация решений: распространение бонусных и скорринговых технологий (удешевление технологий)
Запуск бонусной программы больше не является алхимией, как было в 2005-2006 годах. Теперь на рынке присутствует достаточное количество поставщиков стандартных решений со все возрастающими возможностями. В результате сроки запуска программ сокращаются, а стоимость их внедрения становится приемлемой для среднего бизнеса.
В общем, год 2010 действительно оказался интересным. Не сбылось, пожалуй, только одно мое предсказание: появление на российском рынке западной коалиционной программы. Но интерес зарубежных коллег к российскому рынку растет, так что не исключаю, что появление в России какого-нибудь Nectar’а еще впереди.
В 2011-м году, если не случится нового экономического стресса, рост рынка программ лояльности сохранится, в первую очередь за счет увеличения числа бонусных и смешанных программ (в том числе запуска программ РЖД и Сбербанка), а вот ряд дисконтных программ, возможно, будут свернуты или модифицированы. Они сыграли свою краткосрочную роль генераторов трафика в кризисный год, и должны уступить место программам, формирующим «истинную лояльность».
Самое интересное же, на мой взгляд, будет происходить в сфере мобильных технологий и социальных сетей. До сих пор я скептически относилась к возможностям мобильных программ лояльности, как и к заигрываниям с аудиторией в социальных сетях, считая, что рынок к этому не готов. А точнее, на этом нельзя было строить бизнес, ввиду отсутствия массового клиента. Но теперь, когда компания Apple вывела коммуникационные стандарты на новый уровень и заставила самую экономически активную аудиторию впиться взглядом в экраны своих портативных мобильных устройств, теперь – пора!
Отдельный интерес вызывает Универсальная электронная карта. В 2011 г. вступает в силу Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части выпуска Универсальной электронной карты. По этому закону граждане России должны быть «обилечены» пластиковыми картами, предназначенными для удостоверения прав пользователя «на получение государственных и муниципальных услуг, а также (!) иных услуг». Известный многим не понаслышке прототип данной карты, действующий в Москве, Социальная карта москвича, позволяет ее держателям получать скидки в большом количестве розничных сетей, а также использовать карту для получения пенсий и пособий, проезда на транспорте, посещения медицинских учреждений (вместо страхового полиса и пропуска) и т.д. Так как Универсальная Электронная карта будет нацелена на все сегменты населения, а не только на наименее социально защищенную его часть, реализация данного ФЗ может создать базу для самого интересного проекта в области партнерских коалиций федерального масштаба, какой только можно представить в России. Но это дело более отдаленного будущего, а в 2011 году мы увидим только общий тренд развития проекта, которое позволит судить о его перспективах.
Я и мой хрустальный шар остаемся с Вами, до встречи в новом году!
Источник: LOYALTY.INFO