ПОИСК:
 
 

-->
   Информационный портал... > АРХИВ BTL НОВОСТЕЙ  
01 О ПРОЕКТЕ
02 BTL ТЕРРИТОРИЯ
03 АРХИВ BTL НОВОСТЕЙ
04 РОССИЙСКОЕ BTL ПАРТНЕРСТВО
05 СОБЫТИЯ
06 СТАТЬИ
07 КНИЖНАЯ ПОЛКА
08 CООБЩЕСТВО
09 ТЕНДЕРЫ
10 ПРОМОКАЛЬКУЛЯТОР
11 СЕРТИФИКАЦИЯ
12 КОНТАКТЫ
13 РЕКЛАМА НА ПОРТАЛЕ


Подписка
 
Новости сайта BTLREGION.RU

Рассылка 'Новости сайта BTLREGION.RU'




Яндекс цитирования
Rambler's Top100
 
16.02.2011

Бутерброды в розницу

Дочерняя компания Х5 Retail Group решила видоизменить формат своих магазинов «у дома» и предложить новинку для российского рынка - объединение кафе и ритейла. По мнению экспертов, такой эксперимент может оказаться удачным, тем более с учетом того, что формат магазинов «у дома» большинству крупных сетей вообще непонятен.

Мало кто помнит, что один из крупнейших производителей кофе в мире - компания Tchibo начинала свой бизнес с ритейла. В Германии, где сеть работает с 1949 г., насчитывается 850 ее магазинов, а кофе под этой маркой - всего лишь private label. Под такой же маркой в магазинчиках Tchibo можно купить и одежду. Кроме того, на площади небольшого метража располагается кафетерий, где можно выпить кофе со свежей выпечкой за «стоячим» столиком. «Формат Tchibo уникален на мировом рынке, эту сеть нельзя отнести к формату магазинов «у дома». С одной стороны, это кафе, с другой - ритейл, а в целом нечто среднее», - отмечает директор по маркетингу «Азбуки вкуса» Галина Ящук.

По тому же пути решила пойти на российском рынке дочерняя компания X5 Retail Group «Экспресс Ритейл», которая вместе с совладельцем игровых клубов «Джекпот» Германом Гогличидзе намеревается запустить сеть магазинов «у дома» по образцу Tchibo. Планы отечественной компании весьма амбициозны. В целом СП планирует построить сеть из 250 собственных и 750 франчайзинговых точек.

Местный разлив

Стартовой площадкой для нового формата должны стать магазины «Перекресток-Экспресс», управляемые «Экспресс Ритейлом». Средняя площадь магазинчиков сети составляет 100-200 кв. м, а с «материнской» X5 Retail Group «точки» связаны общими поставками и логистикой. «Мы планируем доработать концепцию магазинов «у дома». В частности, рассматривается идея создания в магазинах отделов, которые станут работать как небольшие кафе. Помимо этого, в отделе будет представлен ассортимент готовых блюд и полуфабрикатов, не требующих много времени для приготовления», - рассказывает директор по франчайзингу и развитию «Экспресс Ритейла» Сергей Локтев. По его словам, пилотный проект стартует в марте 2011-го. По результатам его работы станет ясно, какие решения оказались наиболее подходящими. В целом компания намеревается в некоторых своих, в основном франчайзинговых, магазинах поставить столики и предложить покупателям небольшое меню. На сегодняшний день уже идут переговоры с несколькими игроками рынка фастфуда. В «Экспресс Ритейле» говорят, что планируют работать с такими участниками рынка, как «Стардог!s», которые могли бы предоставить магазинам свои технологии и обеспечить поставки полуфабрикатов. В том же отделе можно будет купить готовые или полуготовые блюда навынос. В настоящий момент кулинария явно не приоритетна для «Перекрестка-Экспресс». Так, в одном из магазинов сети в спальном районе Новогиреево ассортимент отдела «Кулинария» состоит всего из двух салатов: оливье и корейской моркови.

Собственно кафе в магазинчиках на Западе встречаются нередко. Кроме уникального формата Tchibo, за рубежом развиваются различные точки «у дома», в которых расположены кафе. Этот формат принято называть convenient store («удобный магазин»). «Самая известная западная сеть маленьких магазинчиков шаговой доступности - это 7-Eleven, где предлагается все самое необходимое: соки, вода, молочная продукция, сигареты, какие-то полуфабрикаты, фрукты, мороженое, шоколад. Преимущество таких магазинчиков заключается в том, что работают они долго, тогда как крупные супермаркеты закрываются уже в 8 вечера», - поясняет партнер Retail Training Group Елена Комкова. При этом, отмечает она, цены в таких магазинах несколько выше, чем в супермаркете. «Есть также сеть Marks and Spencer, представленная пока в России только своей маркой одежды. А в Европе она представляет собой сеть маленьких продуктовых магазинчиков по типу 7-Eleven», - рассказывает Галина Ящук. По ее словам, за рубежом все подобные сети имеют небольшие кафе. Однако маленьких магазинчиков шаговой доступности с кафе в России ни один из опрошенных «Ко» специалистов вспомнить не смог.

Одинокий ритейлер

В нашей стране история сетей, планировавших развивать формат магазинов «у дома», не так проста. До кризиса все крупные игроки рынка говорили о том, что «мелкий» формат необходимо развивать, в первую очередь потому, что сети стремились к диверсификации. Однако промежуточные итоги пока не вдохновляют. Так, магазины сети «Мосмарт» - «Мосмартики» были закрыты. Остались небольшие локальные магазины «Норма» и «Магнолия». В свою очередь прототипом «Перекрестка-Экспресс» можно считать небольшую московскую сеть «Дейли». В число ее учредителей входил глава X5 Retail Group Лев Хасис. Впоследствии часть магазинов сети была продана компании «Экспресс Ритейл». «В формат магазинов «у дома» в России еще не проникли сети. Это в подавляющем большинстве традиционные одиночные несетевые магазины», - подчеркивает Галина Ящук. По ее мнению, каждый магазин продает то, что считает нужным и как считает нужным, и традиционного западного convenient store в нашей стране нет. «Благодаря планировке городов у нас магазином «у дома» может считаться и супермаркет «Перекресток», расположенный в глубине спального района, и дискаунтер «Пятерочка», и даже огромный «Ашан», если он находится вблизи жилого массива», - рассуждает Елена Комкова. По ее словам, серьезный удар по магазинам «у дома» в классическом понимании нанес запрет на торговлю алкоголем после 10 часов вечера.

«У таких магазинов должна быть правильно отстроена дистрибуция, грамотная ценовая политика, продуман мерчандайзинг, а в проектах, ушедших с рынка, были допущены ошибки. В чем-то организация таких точек даже сложнее, чем создание гипермаркета. Есть определенные параметры, по которым покупатель выбирает этот магазин. В первую очередь, это удобство, чтобы можно было спуститься к нему в тапочках, а также подходящий ассортимент»,  - рассказывает руководитель подразделения по работе с розничными сетями «Nielsen Россия» Денис Шириков. В итоге, по мнению Галины Ящук, «гораздо проще открыть один большой магазин, чем десять маленьких, обеспечив грамотную логистику в жилых массивах».

Поэтому, как полагают эксперты, стремление доработать формат магазинчиков «Перекресток-Экспресс» вполне объяснимо. «Имея 50 магазинов год назад, сеть окупала себя, но еще не показывала значимой прибыли. Раньше «Экспресс Ритейл» был отдельным подразделением, а сейчас офис слили с головным офисом самой Х5 для минимизации издержек», - сказал «Ко» менеджер одной сети.

Полка или столик

Если вопрос самого формата магазинов «у дома» ставит многих специалистов в тупик, то перспектива открытия кафе в такой точке еще более неоднозначна. «Кафе в маленьких магазинчиках в европейских городах созданы в основном на центральных улицах для туристов, которые могут зайти перекусить и идти гулять дальше. В Москве в центре города очень дорогая аренда, там просто открывают кафе, а не магазины, так как рентабельность кафе выше, чем у розницы», - поясняет Галина Ящук. В свою очередь за пределами центра столицы, по мнению Елены Комковой, жители ближайших домов вряд ли будут завтракать за столиками, а офисов, работники которых могут забежать перекусить в обед, там нет. Однако у подобного формата есть и другая перспектива. «В последнее время ведется активная борьба с ларьками, закрываются в том числе палатки с фастфудом. Если магазинчик расположен у метро, то в принципе он может заменить эти ларьки и предложить фастфуд. При этом надо понимать, что места для столиков в маленьком магазинчике очень мало, у потребителя еще должна остаться возможность добраться и до полки с товаром», - отмечает Денис Шириков.

Впрочем, в России имеется пример удачного сочетания ритейла и кафе, правда, в основном это булочные-кондитерские, совмещающие кафе и торговлю выпечкой навынос («Волконский Кейзер», «Андреевские булочные», «Хлеб & Ко»). «Рестораторы начинают торговать сопутствующими товарами, так делает Starbucks, также есть проект «Хлеб насущный», где продают выпечку, джемы и приправы. Ресторану проще добавить в ассортимент новую услугу - что-то вроде блюда навынос. В свою очередь магазин - это более технологичный бизнес, ему сложнее научиться готовить еду, чем ресторану торговать», - рассуждает владелец Hurma Management Group Дмитрий Левицкий. Кроме того, по словам Галины Ящук, в крупных магазинах иногда бывают небольшие кафетерии, например, в «Ашане» или «Азбуке вкуса», однако «для магазина чашка кофе и выпечка, которую можно употребить прямо в зале, это скорее услуга покупателю, то есть маркетинг». В итоге, считает эксперт, если бы магазин поставил на месте столика полку, он заработал бы больше. «При сегодняшних арендных ставках мы имеем более эффективные способы получения дохода с квадратного метра торговой площади, чем создание кафе», - подтверждает председатель совета директоров сети универсамов «АБК» Владислав Егоров. По мнению гендиректора Restteam Алексея Кислова, наличие столиков и организация кафе достаточно сильно увеличит инвестиционные вливания за счет оборудования для приготовления фастфуда. Как отмечает эксперт, пример удачного сочетания - это фастфуд на автозаправочных станциях: в отличие от магазина «у дома», чем больше услуг предоставляет АЗС, тем больше возможностей есть у автолюбителя. «А после покупки в магазине «у дома» хочется уже побыстрее попасть непосредственно домой - там и поесть», - резюмирует эксперт.

 

Источник: KO.ru



НОВЫЕ СТАТЬИ
04.03.16 Бизнес-рубрика

Подробнее...

27.07.15 Маркетинг новой формации

Подробнее...

24.10.14 E-mail маркетинг

Подробнее...

23.10.14 Маркетинг в недвижимости

Подробнее...

22.03.14 Заголовок

Подробнее...


 


Приглашаем Вас также посетить: сайт наших партнёров, предоставляющих нам контент MarketingPeople ,
 Created by PR Exclusive 2004 При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт обязательна!