Рынок маркетинговых услуг в России консолидируется: на 10 крупнейших агентств страны в 2010 г. пришлось 22% от общего объема BTL-рынка, оцененного в 65 млрд руб. Годом раньше лидеры занимали меньше 16% рынка
Объем средств клиентов, прошедших через десятку крупнейших маркетинговых компаний, по итогам 2010 г. увеличился на 71% до 14,2 млрд руб., следует из рэнкинга, составленного Ассоциацией коммуникационных агентств России (АКАР) и Российской ассоциацией маркетинговых услуг (РАМУ). Сам рынок маркетинговых услуг за это время вырос на 26%. В медиа рекламы за это время прибавилось существенно меньше: на прямую рекламу рекламодатели потратили в 2010 г. 250 млрд руб. — на 16% больше, чем в 2009 г. (данные АКАР).
К рынку маркетинговых услуг (BTL, below-the-line) традиционно относят рассылку рекламных материалов (direct marketing), продвижение товаров в магазинах (trade marketing), проведение промоакций (consumer promotion), организацию мероприятий (event marketing) и т. д. В последние годы к ним относятся также маркетинговые акции в интернете (digital marketing).
Резкий рост совокупного оборота компаний-лидеров объясняется тем, что в этом году свои данные РАМУ предоставило больше компаний, чем в 2010 г., когда рэнкинг составлялся впервые, и в итоге среди лидеров оказалось много новичков, объясняет представитель РАМУ. Так, первую строчку в рэнкинге заняла группа Progression с общим объемом бизнеса 2,33 млрд руб., впервые предоставившая данные аналитикам.
И все же консолидация на рынке хорошо заметна, говорит Ярослав Плинк, гендиректор агентства ITM (5-е место в рэнкинге, оборот — 1,4 млрд руб.) и руководитель комитета РАМУ по трейд-маркетингу. Кризис очистил рынок от небольших разрозненных компаний, подготовив пути для стремительного развития крупных бизнесов, считает президент коммуникационной группы Progression Ирина Васенина.
Заказчики заинтересованы в сотрудничестве со стабильными компаниями, давно работающими на рынке, кроме того, у лидеров достаточно ресурсов, чтобы предлагать конкурентоспособные условия на крупных тендерах, объясняет Плинк (например, практически все крупные клиенты оплачивают услуги агентства через несколько месяцев после их выполнения). ITM — лидер рейтинга по темпам роста, объем его бизнеса увеличился почти на 130%. Другие лидеры росли плавнее: объемы бизнеса Progression увеличились на 20%, сообщила Васенина, Action (2-е место) — на 47%, BE!MA — на 30%, Orange — на 13%.
Плинк объясняет динамику показателей своей компании общим восстановлением рынка, который в 2009 г. буксовал, причем сегмент трейд-маркетинга, в котором работает ITM, в 2010 г. лидировал по темпам роста (для многих компаний — например, в табачной и алкогольной отраслях — продвижение в местах продаж стало одним из немногих возможных рекламных каналов). В общем объеме бизнеса 10 крупнейших агентств на трейд-маркетинг приходится 40%.
Хорошая динамика бизнеса объясняется переходом бюджетов из ATL (above-the-line, реклама в медиа) в сегмент маркетинговых услуг, считает Васенина: вслед за аудиторией, активно переходящей в интернет, рекламодатели смещают свою активность в сторону интегрированных компаний и digital marketing и в текущей модели рекламного рынка понятия ATL и BTL становятся все менее актуальны.
Рынок восстановился после кризисного падения и теперь будет расти плавно, считает Плинк: в 2011 г., по его прогнозу, на маркетинговые услуги рекламодатели потратят на 15% больше, чем в 2010 г. Рэнкинги нужны заказчикам, так как помогают выбрать правильного партнера, говорят опрошенные «Ведомостями» рекламодатели. Финансовые показатели агентства, безусловно, важны, но для заказчика большее значение имеют «стоимость и качество его услуг, социально-этическая ответственность компании», считает директор по закупкам L'Oreal в России Ольга Фирулина.\
АГЕНТСТВА МАРКЕТИНГОВЫХ УСЛУГ. ОБОРОТЫ 2010
№
|
Агентство / Группа компаний
|
Агентские бренды
|
Оборот 2010
|
Оборот 2009
|
1
|
Progression Group*
|
Progression, Brand New, TеMMа, Seven, Target
|
2330
|
-
|
2
|
Action!*
|
Action!
|
2175
|
1476
|
3
|
BE!MA*
|
BE!MA
|
1916
|
1474
|
4
|
Orange*
|
Fresh, Ellanta, Orange Lotto, Orange Merchandising, National, Orange Promo, The Pichesky, Orange Sport
|
1657
|
1472
|
5
|
ITM*
|
ITM
|
1404
|
621
|
6
|
Open*
|
Open
|
1314
|
-
|
7
|
Твин*
|
Твин, Дейли Маркетинг, Оникс
|
906 (298**)
|
-
|
8
|
ГК Unionlinx*
|
Unionlinx, Axis, MSK Production, UL Travel, Brand I
|
853
|
613
|
9
|
Ark Connect*
|
Ark Connect
|
820
|
658
|
10
|
EMG*
|
EMG
|
810
|
653
|
11
|
NMT*
|
NMT
|
786
|
600
|
12
|
Market Group*
|
Marketing Communications,
Unikcom, Da Signa,
Trade&Shopper Marketing,
Brain Box PR,
Маркет Горячие Линии
|
619
|
354
|
13
|
MedInform Selling Solutions
|
MedInform Selling Solutions
|
372
|
334
|
14
|
Global Point
|
Global Point Moscow
|
367
|
-
|
15
|
Группа рекламных компаний ACG
|
Группа рекламных компаний ACG
|
364
|
-
|
16
|
Global Point
|
Global Point St Petersburg
|
348
|
-
|
17
|
Bounty*
|
Bounty
|
345
|
212
|
18
|
Альтер Эго Промоушн
|
Альтер Эго Промоушн
|
321
|
319
|
19
|
Практика*
|
Практика
|
318
|
295
|
20
|
Point Passat*
|
Point Passat
|
316
|
-
|
21
|
Poster One*/ Russia Direct
|
Poster One
|
283
|
282
|
22
|
Imagency*
|
Imagency
|
254
|
-
|
23
|
Icon*
|
Icon
|
251
|
-
|
24
|
InBrief*
|
InBrief
|
237
|
182
|
25
|
IN10sive*
|
IN10sive
|
225
|
-
|
26
|
InTown Promotion*
|
InTown Promotion
|
202
|
78
|
27
|
Фабрика ДМ*/ Russia Direct
|
Фабрика ДМ
|
195
|
268
|
28
|
Майер*
|
Майер
|
192
|
-
|
29
|
OGGI Production
|
OGGI Production
|
188
|
177
|
30
|
M-Liner*
|
M-Liner
|
128
|
70
|
31
|
TCF
|
TCF
|
124
|
-
|
32
|
Immedia
|
Immedia
|
101
|
100
|
33
|
Itella Connexions*
|
Itella Connexions
|
97
|
53
|
34
|
Расти Здоровый Малыш / Russia Direct
|
Расти Здоровый Малыш
|
66
|
-
|
35
|
Barracuda*
|
Barracuda
|
31
|
-
|
СУММАРНЫЙ ОБОРОТ АГЕНТСТВ ПО СЕГМЕНТАМ (В Т.Ч. У АГЕНТСТВ - ЧЛЕНОВ РАМУ)
|
20917(18665)
|
10291 (9361)
|
ИТОГО АГЕНТСТВ ПРЕДСТАВИЛИ ДАННЫЕ ПО СЕГМЕНТАМ (В Т.Ч. АГЕНТСТВ - ЧЛЕНОВ РАМУ)
|
35 (26)
|
25 (17)
|
Описание проекта и краткая методология
РАМУ и АКАР совместно подготовили второй выпуск исследования оборотов компаний, работающих на рынке маркетинговых услуг. В прошлом году в проекте приняли участие 25 агентств, в новое исследование подали заявки 37 компаний. После серии уточнений, касающихся принадлежности бизнеса исследуемому сервису и соответствия входящей информации требованиям верификации, в итоговый отчет вошло 35 агентств.
Информация, предоставленная агентствами, легла в основу параметрической модели верификации данных. Этот инструмент, разработанный экспертами РАМУ и АКАР в 2010 году, базируется на сопоставлении заявленных показателей косвенным признакам подтверждения оборотов: количество сотрудников, занимаемая компанией площадь и др. Верификационные параметры в публичный отчет 2010 года не включались. В качестве очередного шага к дальнейшей транспарентизации отрасли в следующем году эксперты РАМУ и АКАР предусматривают возможность официальной публикации всех контрольных точек исследования.
Компании, заявившие оборот более 500 млн. рублей, кроме параметрического анализа, прошли аудиторскую проверку финансовой отчетности. Обороты агентств верифицировались членами специально созданного комитета, состоящего из специалистов, не имеющих прямого отношения к рынку, но компетентных провести анализ заявленных данных на соответствие реальным показателям.
Компании имели возможность заявлять как отдельные, так и консолидированные обороты по группам. Агентства, объединение которых произошло до 31 декабря 2010 года, также получали право консолидированной оценки показателей ( на пример ГК ТВИН).
В отчет не включались сервисы, не имеющие отношения к предмету исследования – медибаинг, спонсорство, производство конструкций и др. PR-услуги засчитывались в общий оборот. Вследствие этого в рейтинг не вошли некоторые изначально заявленные агентства. Так, АДВ отказались от участия в рейтинге, поскольку включили в свои показатели весь цикл маркетинговых услуг, в том числе медийную составляющую. Такая позиция вошла в противоречие с утвержденной методикой и согласованной позицией членов верификационного комитета, и заявленные данные (2,6 млрд. рублей) были АДВ отозваны с рекомендацией дальнейшей доработки методики.
При индустриальном запросе в следующем году составители готовы рассмотреть возможность отдельных исследований по отраслевым сегментам - PR, производство и т.д.
При использовании результатов исследования необходимо ссылаться на его составителей – Российскую Ассоциацию Маркетинговых услуг http://www.ramu.ru и Ассоциацию Коммуникационных Агентств России http://www.akarussia.ru.