ПОИСК:
 
 

-->
   Информационный портал... > АРХИВ BTL НОВОСТЕЙ  
01 О ПРОЕКТЕ
02 BTL ТЕРРИТОРИЯ
03 АРХИВ BTL НОВОСТЕЙ
04 РОССИЙСКОЕ BTL ПАРТНЕРСТВО
05 СОБЫТИЯ
06 СТАТЬИ
07 КНИЖНАЯ ПОЛКА
08 CООБЩЕСТВО
09 ТЕНДЕРЫ
10 ПРОМОКАЛЬКУЛЯТОР
11 СЕРТИФИКАЦИЯ
12 КОНТАКТЫ
13 РЕКЛАМА НА ПОРТАЛЕ


Подписка
 
Новости сайта BTLREGION.RU

Рассылка 'Новости сайта BTLREGION.RU'




Яндекс цитирования
Rambler's Top100
 
20.08.2013

 Мысль о том, что нашему техническому образованию может помочь только сотрудничество с бизнесом, не нова. Крупный российский бизнес давно пришел в университеты, однако пока это не привело ни к серьезным достижениям в области научных исследований, ни к повышению качества образования в целом. Более того, подобное «сотрудничество» только подталкивает нас к тому, чтобы в ближайшем будущем вообще остаться без качественного образования и передовой университетской науки.

Проблема заключается в том, что сейчас компании приходят в вузы с простой целью – дешево решить свои кадровые проблемы.

Все сотрудничество в подавляющем большинстве сводится к тому, чтобы профинансировать День студента, выступить с хвалебной лекцией в адрес своей компании, а после этого нанять дешевую студенческую рабочую силу. Так поступает абсолютное большинство компаний. Однако это все что угодно, но только не развитие университетской науки.

Россия ограничена в своих трудовых ресурсах, поэтому не может позволить себе штампование специалистов среднего уровня. Даже полуторамиллиардный Китай шагнул уже из страны поставщика низкоспециализированных программистов в высшую лигу ИТ-инноваторов. Для конкуренции на мировом рынке Россия должна поставлять только профессионалов высшей пробы.

Когда-то Советский Союз создал научную базу, которая позволила стране в ряде областей быть конкурентной на мировом рынке. В основном это сферы, затрагивающие военную промышленность. Добиться этого удалось благодаря многолетнему финансированию научно-исследовательских работ (часть из них велась в ведущих вузах страны), в основе которых лежало не извлечение сиюминутной выгоды, а работа на результат, на качество. Чтобы сегодня попробовать возродить науку, необходимо сотрудничество с частными компаниями, у которых есть не только деньги, но и большие амбиции на глобальном рынке. Само сотрудничество должно носить не поверхностный характер, а фундаментальный.

К счастью, в России есть положительные примеры партнерства вузов и частных компаний именно в области НИОКР. Ограничусь только примерами в сфере информационных технологий, в той области, в которой у России есть шансы побороться за хорошие позиции на мировом рынке. Такой подход демонстрируют Parallels, Яндекс, ABBYY, 1С, IBS. Может, еще дюжина компаний на всю страну, и то вряд ли. 

Могу привести пример компании Parallels, где я отвечаю за академические программы кооперации с университетами. Самое главное для нас – формат сотрудничества, не предполагающий извлечения выгоды в краткосрочной перспективе. Это означает, что с финансовой точки зрения задачи «отбить вложения» не стоит. По большому счету это благотворительность, но более «человекозатратная». То есть Parallels не только помогает финансово, но и делегирует своих сотрудников к участию в образовательном процессе в качестве преподавателей спецкурсов начиная с 3-го курса бакалавриата.

Обладая определенными компетенциями, специалисты Parallels формулируют задачи и выступают научными руководителями студентов. Стоит отметить, что студенты не привлекаются к решению текущих задач Parallels. Студенты в прямом смысле слова занимаются исследованиями, успех которых не очевиден. Наша задача – дать студентам развиваться в рамках обучения в университете. Чтобы ребят не отвлекали от обучения сторонние мысли, Parallels платит им повышенные стипендии.

Студенты имеют возможность развиваться в двух направлениях: непосредственно исследовательская область или практическое программирование. Позднее на старших курсах, после того как ребята получат базовые теоретические знания и пройдут практическую подготовку, они решают сами, в каком направлении им развиваться дальше.

Свои «рекрутинговые» задачи Parallels решает только на этом этапе – на последнем курсе обучения приглашает лучших студентов к сотрудничеству.

Такой подход к образованию позволяет получить из выпускника вуза органичного специалиста, не только имеющего глубокие теоретические знания, но и умеющего думать, анализировать и решать нетривиальные задачи. Он своими руками прощупал цепочку создания продукта, знает, как работать в команде и как творить новое. Этот молодой специалист будет чувствовать себя в любой компании как рыба в воде.

В ином случае, широко распространенном сегодня в России, студент оказывается с образованием, о котором можно сказать «ни богу свечка, ни черта кочерга»: оторванным от жизни, не нацеленным на решение постоянно возникающих новых и сложных проблем. Такой выпускник в лучшем случае умеет механически писать код, как это делают миллионы китайцев, индусов и индонезийцев. Но это история не про инновации, не про конкуренцию, а про программистов второго сорта из страны второго сорта.

Возникает вопрос: можно ли такой «научно-исследовательский» режим сотрудничества с частными компаниями ввести во всех вузах? Увы, это удел немногих. С одной стороны, в условиях конкурентного рынка многие компании заинтересованы исключительно в сотрудниках для продажи-маркетинга зарубежного софта (свои-то программные продукты мало кто из российских компаний производит!) и никогда не будут тратить деньги «на воздух», на какую-то ненужную им науку, исследования. С другой стороны, качественным набором студентов могут похвастать только ведущие вузы страны. Да и качеством преподавателей, пожалуй, тоже.

Недавно Министерство образования России объявило о результатах отбора 15 ведущих вузов страны для участия в целевом финансировании с целью выведения их в топ-рейтинги мировых университетов. Важно понимать, что три главные международные рейтинговые системы оценивают в первую очередь не академические заслуги вузов, а их вклад в научные исследования. Если не создать вузам условия для НИОКР, похожие на те, что были в СССР в 1950-1960-е годы (про то, что мы не можем позволить себе финансировать образование на уровне США или Китая, я не говорю – это очевидно), то результата никакого не будет. Вузы продолжат заниматься бесплодной псевдонаукой, а российский бизнес будет продолжать набирать новые партии малообразованных продавцов, маркетологов и менеджеров низшего звена до тех пор, пока качественный уровень образования в азиатских странах не превзойдет наш. Тогда о нашем образовании можно будет уже не переживать.

 

 

 

Оригинальная ссылка...



НОВЫЕ СТАТЬИ
04.03.16 Бизнес-рубрика

Подробнее...

27.07.15 Маркетинг новой формации

Подробнее...

24.10.14 E-mail маркетинг

Подробнее...

23.10.14 Маркетинг в недвижимости

Подробнее...

22.03.14 Заголовок

Подробнее...


 


Приглашаем Вас также посетить: сайт наших партнёров, предоставляющих нам контент MarketingPeople ,
 Created by PR Exclusive 2004 При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт обязательна!