ПОИСК:
 
 

-->
   Информационный портал... > СТАТЬИ > Организация рекламной... > Есть вопрос: каким...  
01 О ПРОЕКТЕ
02 BTL ТЕРРИТОРИЯ
03 АРХИВ BTL НОВОСТЕЙ
04 РОССИЙСКОЕ BTL ПАРТНЕРСТВО
05 СОБЫТИЯ
06 СТАТЬИ
07 КНИЖНАЯ ПОЛКА
08 CООБЩЕСТВО
09 ТЕНДЕРЫ
10 ПРОМОКАЛЬКУЛЯТОР
11 СЕРТИФИКАЦИЯ
12 КОНТАКТЫ
13 РЕКЛАМА НА ПОРТАЛЕ


Подписка
 
Новости сайта BTLREGION.RU

Рассылка 'Новости сайта BTLREGION.RU'




Яндекс цитирования
Rambler's Top100
 

Есть вопрос: каким должен быть креативный бриф?
Очень часто из-за невнятного ТЗ возникают конфликты между рекламистом и заказчиком. В процессе работы оказывается, что виденье вопроса у сторон оказалось разным. Что делать? Либо переделывать работу, учитывая дополнительные пожелания и капризы, либо отказываться от клиента.

Мы спросили наших собеседников, каким бы они хотели видеть, если не идеальный, то грамотный креативный бриф. Что в нем обязательно должно присутствовать? Есть ли какие-нибудь важные нюансы, рекомендации, советы? И вообще – как избежать досадных ошибок?


nevolin Алексей Неволин, творческий директор РА "Бегемот" (Москва):

Во-первых, креативный бриф представляет собой некий запрос, созданный на основе коммуникативной стратегии. Если бриф не основан на знании рынка, то он изначально неграмотен.

Во-вторых, креативный бриф пишется для «креаторов», то есть сотрудников творческого отдела, и на их мировосприятие нужно делать скидку. Соответственно грамотный креативный бриф должен представлять собой творческое (адаптированное к творческому мышлению) изложение задач рекламной кампании, созданное на основе материала коммуникативной стратегии.

Можно сказать и по-другому. Грамотный креативный бриф должен просто и образно объяснять ситуацию, поставить вопрос и представить рамки, в которые должен вписаться ответ.

Идеальный креативный бриф – это такой бриф, прочтя который, копирайтеры начинают задумываться о конкретных образах, а их готовые творения будут лежать в рамках поставленных задач.

Идеальный бриф уже сам по себе представляет творческий продукт. Он уже сам по себе интересен.

Что должно присутствовать в брифе? Описание продукта, торговой марки (позиционирование, характер и т.д.), целевая аудитория, что нужно сделать и какие задачи при этом решает продукт или брэнд.

Избежать досадных ошибок помогает только постоянный контакт между агентством и представителем Заказчика, который реально принимает решение по проекту. Постоянные согласования на всех этапах помогает раздробить конфликт вкусов и пристрастий Агентства и Заказчика на маленькие конфликтики, с которыми можно справиться в рабочем режиме.

В моей практике все конфликты лежат не в поле формулировок, а в области их трактовок. Присутствует, конечно, и клиентский максимализм, типа «задачи кампании: вывести на рынок новый продукт, увеличить продажи на 250%, сформировать устойчивый имидж брэнда и т.д.».

Но как правило, ситуация конфликта выглядит так: встречаются Клиент и Агентство, долго говорят, кивают головами, со всем соглашаются. Затем встречаются вторично, смотрят работу, и Клиент впадает в ярость, а Агентство в обиду. От чего? Есть примерно сто вариантов. Но диагноз общий – одна из двух сторон не учла бриф. Либо между брифом и реальным представлением о творческом продукте Заказчика лежит пропасть, либо такая же пропасть лежит между брифом и агентским исполнением.

И вообще, по-моему, не бывает взаимоотношений без конфликтов. Вопрос в том, как мы привыкаем их разрешать. Либо упираемся рогом в свою правоту, либо прогибаемся под все «заскоки» Заказчиков, либо все-таки ведем конструктивный диалог (кстати, не все агентства и Клиенты на это способны).

olenev Илья Оленев, креативный директор РА «Родная Речь» (Москва):

Для кретивщика бриф – это задание, по которому он работает. Поэтому в брифе важно все, особенно задача. В ней даже от его формулировки, слов, запятых и многоточий зависит очень многое. В моей практике не раз случалось так, что в результате работы креативный отдел перерабатывал внутри себя бриф и выдавал другие идеи отличные от изначального задания. Иногда получалось хорошо, иногда не очень, но такая работа неправильна и требует колоссальных сил. Поэтому тем и ценны хорошие стратеги, эккаунты и креативные директора, которые дают криейторам такое творческое задание, которое выглядит абсолютно четко, осмысленно и не допускает вариативности в трактовке.

postupnoy Денис Поступной, креативный директор РА ADAM SMITH ADVERTISING (Киев):

Если мы говорим не о продакшене, где очень важно описание технических нюансов, потому как речь идет о технологиях и финансах, то я не видел ни одного креативного брифа, после которого не возникло бы желания поговорить с клиентом «с глазу на глаз». Даже если бриф пишется под клиента, то все равно для меня он не более чем формальность… Все равно приходится его уточнять и дописывать, а иногда и урезать, пытаясь продраться через дебри исследований и данных. Главное – побеседовать с людьми, понять их настроение, задачи, и прямо на встрече прокатать несколько типичных сценариев, чтобы затем не делать «дурную работу».

Что касается «переделок»… Если они не «убивают идею», я всегда с удовольствием вношу правки в мои проекты, потому как ГРАМОТНЫЙ клиент все равно лучше знает все тонкости своего бизнеса. И если, допустим, идея радует потребителя, но отгоняет дистрибутеров (ненавижу это слово) или специалистов, то по крайней мере нужно задуматься над предложениями/просьбами/требованиями клиента… А вообще мои боссы всегда твердят, что «клиент всегда прав» и мне на эту фразу ответить нечего…

yakushik Алексей Якушик, креативный директор UNIQA Creative Engineering (Москва):

Единого шаблона для брифа, я думаю, быть не может. Задачи всегда разные и стандартизация в постановке задачи на пользу дальнейшей работе не идет. Но есть, конечно, обязательные разделы:

– Информация о потребителе (чем подробнее, тем лучше). Идеально – с результатами исследований, проведенных специально под этот проект.
– Информация о продукте (чем ее больше – тем лучше). Один из главных пунктов – в чем состоит уникальность продукта, его отличительные свойства, если таковые имеются.

И еще, составляя бриф, заказчику всегда надо понимать: что какую задачу он поставит перед криейтором, такой результат и получит.

kvasov Иван Квасов, криейтор РА Great (Санкт-Петербург):

Думаю, что не в брифе или техническом задании дело. Просто клиенты очень часто сами не знают, чего хотят. А вербализовать неясные да потаенные желания трудненько, что и говорить. Но беда даже не в этом – не знают, и ладно. На то рекламисты и существуют, чтобы перевести смутные порывы в конкретный продукт. Плохо то, что очень редко клиент находит в себе смелость сознаться в собственном незнании.

Соответственно, положительных клиентов можно разделить на две неравные группы. Первые не знают, что им нужно, догадываются о своей некомпетентности и отдают карт-бланш агентству. По странному стечению обстоятельств они обычно не слишком велики и богаты. Но о таких мечтают… Легко догадаться, что ни о каком, мало-мальски приемлемом брифе тут речь не идет. Да он по большому счету и не нужен.

Другие точно знают, что и как им надо делать. Иногда – даже излишне точно. Эти как раз составляют брифы не то что грамотно, скорее доступно и понятно. Очень часто они показывают продукцию конкурентов (или мировых лидеров) и просят сделать также, но лучше. Задание – понятней некуда.

Если посмотреть на проблемку с другой стороны, то можно с горечью констатировать, что многие, даже очень крупные фирмы не понимают, зачем они делают ту или иную рекламу, что они ей хотят добиться, кому она адресована и так далее. У них нет ясной рекламной стратегии (на бумаге есть, в жизни нет), а на принятие решений влияет множество побочных обстоятельств… Значит и брифы выходят невнятными, ведь если есть ясность мыслей, то и слова найдутся, а на нет – и суда нет.

Отбросив попытки увильнуть от ответа, выскажем пожелания:

– Очень важно, чтобы клиент указал амплитуду творческой свободы агентства. Говоря иными словами – степень ожидаемой креативности, «отвязности», необычности.

– У рекламируемого продукта много эмоциональных, рациональных и прочих характеристик. Клиент должен расставить четкие приоритеты, какие качества должны быть освещены в первую очередь, а какими можно и пожертвовать.

zuev Сергей Зуев, творческий директор агентства LBL Media (Москва):

То, что я скажу, неоригинально. Этого хотят, наверное, все рекламщики.

Во-первых, креативный бриф должен быть, априори, незыблем. То есть, подписан всеми сторонами и после этого не должен переделываться в ходе работы над креативом.

Во-вторых, бриф должен быть согласован с тем лицом со стороны клиента, которое будет принимать разработанный креатив.

Во-третьих, чтобы в дальнейшем избежать разночтений, бриф должен содержать максимум информации о продукте и отвечать на максимум вопросов, которые могут возникнуть в работе над креативом:

– Четко определенная маркетинговая задача рекламы.
– Позиционирование продукта на рынке.
– Основные конкуренты.
– По возможности более "узкая" целевая аудитория. Узкая по разбросу уровня дохода, возраста, социального статуса. Чем "уже" ЦА, тем легче креативу попасть в цель!
– Каким потребностям ЦА отвечает рекламируемый продукт или услуга.
– В чем уникальное преимущество продукта.
– Основное сообщение рекламы (очень важно, чтобы оно было четко сформулировано, концентрировалось на одном преимуществе продукта, а не содержало в себе одновременно нескольких разных сообщений).
– Причина верить рекламному сообщению, то есть рациональные аргументы, подтверждающие это сообщение (например: уникальные технологии, подтверждение специалистов, страна-производитель и т.п.).
– Обязательные элементы (то, что обязательно должно быть в рекламе или то, чего не должно быть ни в коем случае).
– Тональность рекламы (настроение, стилистика, наличие или отсутствие юмора, степень эмоциональности).
– Описание того, какой рекламный продукт нужен на выходе (форматы принта, хронометраж ТВ-ролика и т.д.)
– Бюджет рекламной кампании (в том числе, например, ориентировочный бюджет производства ТВ-ролика)
– Сроки исполнения работы.

Конечно, в реальной жизни в брифе может не оказаться тех или иных пунктов, но без двух из них создание креатива просто невозможно: без описания целевой аудитории и без четко сформулированного основного сообщения.


Илья Мирский,
редактор российского отдела журнала "Рекламные Идеи"
Источник: http://www.advi.ru/


Обсудить статью на форуме

 


Приглашаем Вас также посетить: сайт наших партнёров, предоставляющих нам контент MarketingPeople ,
 Created by PR Exclusive 2004 При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт обязательна!