Определение
Опрос предполагает выяснение мнения респондента по определенному кругу включенных в анкету вопросов путем личного либо опосредованного контакта интервьюера с респондентом.
Технология
Опрос заключается в сборе первичной информации путем прямого задавания людям вопросов относительно уровня их знаний, отношений к продукту, предпочтений и покупательского поведения. Как правило, проведение опроса состоит из нескольких этапов, а именно:
▪ разработка, проверка и тиражирование анкеты;
▪ формирование выборки;
▪ инструктаж интервьюеров;
▪ проведение опроса и контроль качества данных;
▪ обработка и анализ полученной информации;
▪ составление итогового отчета.
Виды опроса
Опросы могут различаться:
▪ по способу контакта с респондентом: лично, по телефону, по почте (в том числе по электронной) и через Internet;
▪ по типу респондентов: опрос физических лиц, опрос юридических лиц, опрос экспертов;
▪ по месту проведения опроса: дома, в офисе, в местах продаж;
▪ по типу выборки: опрос репрезентативной либо целевой выборки.
Как правило, чаще опросы различают по способу контакта с респондентом. Каждый вид опроса имеет свои достоинства и недостатки.
Достоинства и недостатки трех главных методов опроса
Метод |
Достоинства |
Недостатки |
Почтовый опрос |
▪ низкая стоимость
▪ легкость организации опроса
▪ доступен для малой группы исследователей
▪ при заполнении анкеты отсутствует влияние на респондента со стороны интервьюера
▪ могут быть использованы иллюстрации
|
▪ смещение выборки за счет «самовыборки»: в почтовых опросах чаще участвуют лица, располагающие свободным временем и заинтересованные в теме опроса
▪ респондент не может уточнить у интервьюера вопросы
▪ низкое качество ответов на открытые вопросы |
Телефонное интервью |
▪ низкая стоимость
▪ опрос может быть проведен достаточно быстро
▪ пригоден для сбора как фактических данных, так и данных, характеризующих отношения
▪ возможен централизованный контроль за ходом опроса
|
▪ охватывает только людей, имеющих телефон
▪ не могут быть показаны вопросник и иллюстрации
▪ по телефону трудно поддерживать интерес более 15-20 минут
▪ трудно задавать сложные вопросы
|
Личное интервью |
▪ есть возможность продемонстрировать продукт
▪ сравнительно легко удерживать внимание респондента в течение долгого времени
▪ появляется возможность слушать живую речь респондента
▪ легко задавать сложные вопросы |
▪ высокая стоимость
▪ присутствует влияние интервьюера на респондентов
▪ требуется большая команда квалифицированных интервьюеров
▪ низкий уровень контроля за работой интервьюера
|
Личное интервью (face-to-face).
Опрос в форме личной беседы между интервьюером и респондентом. Личное интервью незаменимо в том случае, когда респонденту в ходе опроса необходимо предъявить значительный объем наглядной информации.
Подробнее
Телефонный опрос.
Один из самых оперативных и недорогих опросных методов, который позволяет узнать мнения различных групп населения практически по любым вопросам.
Подробнее
Почтовый опрос.
Метод заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте. Почтовый опрос не требует большого штата интервьюеров, но требует профессионального подхода к созданию выборки.
Подробнее