На успешность проводимых переговоров влияет большое количество факторов, таких подготовка к встрече, уровень заинтересованности участников, острота обсуждаемого предмета и так далее. Одним из немаловажных критериев является так называемый человеческий фактор. Какое настроение у участников встречи, как они воспринимают лично Вас, настроены ли они на общение. Да, мы подразумеваем, что общаемся с профессиональным специалистом и деловая сторона вопроса стоит на первом месте. Но в реальности мы ведем переговоры не с машиной, принимающей решения на основании оценки представленных аргументов, а с живым человеком. Поэтому в объемных трудах по ведению переговоров анализ психологии человека стоит далеко не на последнем месте.
Как расположить к себе собеседника? Самый простой и очевидный ответ – сделать какое-либо действие, вызывающее положительные эмоции. В бизнес среде уже долгое время используют для этого дарение фирменной сувенирной продукции с логотипом компании. Это настолько эффективно, что уже вошло в деловой этикет проведения встреч.
Но у всего есть оборотная сторона медали и надо очень тщательно подходить к выбору сувенирной продукции, чтобы эффект не получился обратным от желаемого. Обязательно следует исключить варианты, которые могут обидеть участников встречи, например предметы, которые могут быть оскорбительными для верующих, а так же с неоднозначным юмором. Вообще использование сувениров «с приколом» - это всегда игра на грани, когда получаешь либо огромный положительный эффект, либо глубоко отрицательный и часто трудно поправимый.
Наиболее безопасный метод – выбрать сувенирную продукцию однозначно полезную для получателя, которую он будет использовать. Например, это могут быть сувенирные флешки с логотипом.
Чтобы подарок не был воспринят как некий вариант взятки, лучше продумать повод для его дарения, соответствующий случаю. Если встреча проходит в период праздников, то это может быть поздравление. Проблема с поводом автоматически отпадет, если сувенир будет частью информации, передаваемой заказчику. Например, оставьте материалы в хорошей папке из натуральной кожи. Или еще лучше – запишите на сувенирные флешки презентацию и рекламные материалы. Тогда преподносимые флеш-накопители будут восприниматься не как подарок, а как носитель информации.