Киевлянка Наталия достает из стола залистанный каталог одежды, с обложки которого улыбается пышнотелая блондинка. «Это уже старый, скоро получу следующий, с коллекцией осень-зима, — говорит она и убирает толстый глянец обратно. — Я заказываю одежду по каталогу довольно часто. Пока довольна. Бывало, правда, пару раз не угадала с размером, отсылала назад и меняла».
По данным маркетинговой группы OS-Direct, в прошлом году не менее 3 млн. человек хоть раз заказали что-то по каталогу. И продавцы уверены, что это только начало. По самым скромным прогнозам, ежегодно количество клиентов будет увеличиваться в полтора раза. «Смело можно утверждать, что те, кто однажды попробовал купить «кота в мешке» по каталогу и остался доволен приобретением, не только становятся постоянными заказчиками, но и приобщают к этому своих родственников и знакомых», — считает генеральный директор компании «Neckermann-Украина» Юрий Шурмелев.
«Ленты, иголки, булавки, тесьма»
В 90-е годы каталоги немецких компаний Neckermann, OTTO и Quelle в Украину привозили соотечественники, ездившие на заработки в Германию. Одежда в журналах была красива, но недоступна. Лишь с 2004 г. «Укрпочта» совместно с почтовыми ведомствами Германии, Словакии и Финляндии начала регулярно доставлять украинцам заветные посылки. В прошлом году уже только Neckermann отправил своим украинским клиентам свыше 428 тыс. посылок и более 2 млн. каталогов.
Каталожная торговля давно успешно освоена в мире. Европейский рынок этого вида продаж составляет более $80 млрд., а североамериканский превышает $100 млрд. По сравнению с этими цифрами объемы украинского рынка скромные: $74,3 млн. «В Украине люди привыкли покупать вещи в магазинах, где их можно примерить и пощупать, поэтому они только начинают понимать, что такое дистанционная торговля», — говорит Юрий Шурмелев.
Однако объемы продаж по каталогам в Украине ежегодно растут на 30%. «Активнее всего покупают одежду, мебель, аксессуары для дома, приусадебную мебель. Но основная часть — это одежда», — рассказывает генеральный директор компании «ОТТО-Посылторг» Юрий Романюк.
Книга — почтой
Торговля одеждой, обувью и товарами для дома приносит доходы зарубежным игрокам, однако в продаже книг по каталогам лидирующие позиции захватили украинские компании. Среди них харьковский «Клуб Семейного Досуга», который за 7 лет существования принял в свои ряды 2 млн. украинских семей.
Наибольший ажиотаж предложение Клуба вызвало в провинции, страдающей от отсутствия книжных магазинов. Для жительницы одного из райцентров Хмельницкой области Валентины Максимовны заказ книг по почте — единственная возможность пополнять семейную библиотеку. «Где еще я смогу купить 3 книги за 15 гривен?» — спрашивает она. Последний книжный магазин в городке закрылся в 90-х годах.
Средняя стоимость книги в Клубе — 20–30 грн. По такой цене продаются даже бестселлеры, которые в книжных магазинах стоят не менее 50–60 грн. Плюс члены организации регулярно получают подарки и скидки. Дешевизну книг в Клубе участники рынка объясняют тем, что на его складе может храниться несколько тысяч копий одной книги, в то время как количество экземпляров в книжных магазинах очень ограничено, что и поднимает цену.
Почтовые радости
Основной спрос на товары по каталогам — в регионах, где выбора в магазинах нет, а на рынках процветает ширпотреб. Поэтому на небольшие городки с населением до 50 тыс. продавцы и делают ставку. По официальной статистике, в таких городах и селах живет более половины населения страны.
Неразвитость торговых сетей в провинции помогает также зарабатывать «Укрпочте», которая в прошлом году за доставку товаров по каталогам получила около 25 млн. грн доходов. Всего же за год число отправленных через почту посылок с различными товарами достигло 10 млн. Больше всего было отправлено книг: 6,5 млн. посылок.
В то же время многие украинцы не доверяют каталогам. Несколько лет назад одна из компаний рассылала буклеты с предложением заказать пару низкокачественных товаров и получить в подарок золотое кольцо с бриллиантом. На обман клюнуло несколько десятков тысяч человек. Впоследствии отделения «Укрпочты» были завалены коробками с кольцами из дешевого металла и стекла, которые подорвали у многих украинцев доверие к заочным покупкам.
Более серьезным препятствием для торговцев может стать принятие закона о налогообложении международных посылок, которыми доставляются товары в Украину. Сейчас посылки, стоимость которых не превышает EUR 200, не облагаются налогом. Однако в первом чтении уже принят документ, предусматривающий введение ввозной пошлины на такие посылки в размере 20%, а также НДС и других сборов. «Мы уже много законодательных изменений пережили, но наша цена остается стабильной. Правда, если появятся существенные налоги — 20–30%, то нам придется повысить цены, как и нашим конкурентам», — говорит Романюк.
Татьяна Плешивцева,
http://24.ua
|