Российская реклама в течение двух месяцев существует в условиях нового закона, многие положения которого кардинально отличаются от требований прежнего. У множества деятелей рекламного сообщества применение их на практике вызывают и трудности и проблемы из-за недостатка информации. Дабы восполнить этот пробел 4 сентября 2006 года в гостинице “Novotel” Ассоциация Коммуникационных Агентств России провела круглый стол, посвященный обсуждению четвертой и пятой глав закона "О рекламе" и "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе".
Впервые вопросам саморегулирования в области рекламы посвящена целая глава – четвертая глава нового закона "О рекламе". В систему прав саморегулируемой организации включена возможность применять в отношении членов такой организации меры ответственности, предусмотренные её учредительными и иными документами, в том числе исключение из состава членов саморегулируемой организации. Так же саморегулируемые организации вправе разрабатывать, устанавливать и опубликовывать обязательные для выполнения всеми членами организаций правила профессиональной деятельности в сфере рекламы. Здесь же закреплено право рассматривать жалобы на действия члена саморегулируемой организации, а также осуществлять контроль за деятельностью членов организации в части соблюдения требований закона о рекламе и правил профессиональной деятельности, в том числе требований профессиональной этики. В законе прямо указывается право саморегулируемой организации участвовать в рассмотрении антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения членами организации законодательства о рекламе.
Сергей Котов, начальник управления контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства ФАС РФ, разобрав попунктно четвертую главу, еще раз подчеркнул необходимость прозрачности и законности деятельности рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, что, прежде всего, послужит неоспоримым рычагом поднятия их имиджа в деловой сфере и в глазах потребителей.
В 2007 году Рекламный ежегодник АКАР будет содержать гораздо больше информации и будет выпущен и в электронном виде, чтобы рекламодатели, медиа и контролирующие органы могли познакомиться с участниками Ассоциации, вступая с ними в непосредственный контакт.
Вячеслав Черняховский, Советник Президента АКАР, заявил: "Мы можем рассматривать Статью 32 Главы 4 как определенную поддержку, по сравнению с предыдущим законом, потому что в рамках общемировой тенденции, где государство приветствует и поддерживает роль профессиональных объединений, особенно в вопросах этики, где лучше заранее разобраться с различными нарушениями и избежать судебных разбирательств на уровне органов исполнительной власти. Ассоциация полностью солидарна с этой инициативой и, когда еще только рассматривался проект нового закона, изменила редакцию своего Устава. Сейчас Ассоциация реформируется по операционным принципам деятельности, чтобы агентства, которые входят в АКАР, на стадии разработки предложения рекламодателю старались избегать нарушений закона". Нарушение некоторых положений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
В новом законе усилена правовая сторона. Пятая глава закона определяет порядок осуществления государственного контроля в области рекламы, а также общие подходы к ответственности субъектов рекламной деятельности за нарушение законодательства о рекламе. Сергей Котов сказал, что, как и ранее, функции по контролю и надзору за соблюдением рекламного законодательства возлагается на антимонопольный орган (ныне – Федеральную антимонопольную службу, федеральный орган исполнительной власти). Порядок рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства о рекламе, устанавливается отныне Правительством Российской Федерации, а не самим антимонопольным органом, как прежде (ч. 9 ст. 36)".
В целях обеспечения единства в содержании требований, предъявляемых законодательством к рекламе, антимонопольный орган теперь наделен правом выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых ими актов, противоречащих законодательству о рекламе (п. 2 ч. 2 ст. 33).
По новому закону решение об осуществлении контррекламы принимает не антимонопольный орган, а суд (арбитражный суд) по обращению этого органа. Суд также определяет форму, место и сроки размещения контррекламы (ч. 3 ст. 38).
23 августа 2006 г. опубликованы и вступили в силу Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утверждённые постановлением правительства РФ от 17.08.2006 № 508. Правила приняты в соответствии с требованиями Федерального закона "О рекламе", вступившего в силу с 1 июля 2006 г., и регулируют процедуру возбуждения и рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства о рекламе.
Нормы, предусмотренные в Правилах, в целом не изменяют ранее действовавшую практику рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, однако выработаны с учётом новых полномочий антимонопольных органов.
По словам Сергея Котова, сотрудники антимонопольной службы воспользуются правом реагировать на нарушения закона "О рекламе" согласно ситуации. Если дело возбуждено по явному нарушению, тем более, если по данной организации уже рассматривались подобные дела, то действовать будут жестко, налагая на рекламодателя, рекламопроизводителя или рекламораспространителя штраф до 500 тысяч рублей. Но в той ситуации, когда сложно определить ответчика или есть лицо, чьи права явно ущемлены, можно просто выдать предписание о прекращении нарушения закона о рекламе".
Главный вывод, который следует по итогам круглого стола, состоит в следующем: имеет место увеличение ответственности рекламодателя за достоверность информации, содержащейся в рекламном сообщении, а рекламопроизводителя и рекламораспространителя – за проверку всех необходимых документов, подтверждающих эту достоверность. Закон привнес много полезного во взаимоотношения ФАС с участниками рекламного рынка, более точно прописав права и обязанности каждого. Очевидно, что и одним из главных достоинств является "реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы,.. а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы".
Натали Кирпа
Источник: www.advertology.ru