ПОИСК:
 
 

-->
   Информационный портал... > СТАТЬИ > Мерчандайзинг > Доллар на метр  
01 О ПРОЕКТЕ
02 BTL ТЕРРИТОРИЯ
03 АРХИВ BTL НОВОСТЕЙ
04 РОССИЙСКОЕ BTL ПАРТНЕРСТВО
05 СОБЫТИЯ
06 СТАТЬИ
07 КНИЖНАЯ ПОЛКА
08 CООБЩЕСТВО
09 ТЕНДЕРЫ
10 ПРОМОКАЛЬКУЛЯТОР
11 СЕРТИФИКАЦИЯ
12 КОНТАКТЫ
13 РЕКЛАМА НА ПОРТАЛЕ


Подписка
 
Новости сайта BTLREGION.RU

Рассылка 'Новости сайта BTLREGION.RU'




Яндекс цитирования
Rambler's Top100
 
  Аудит на полке. Американские маркетологи предлагают по-новому проверять содержимое полок российских магазинов
  Мерчандайзинг как программирование поведения покупателя
  Мерчендайзинг с допродажей как элемент трейд-маркетинга.
  Плюсы и минусы мерчендайзинга
  Плюсы и минусы мерчендайзинга
  Полка боя
  Стыдливый гений торговли
  Так называемая скрытая пломба ненавязчивого мерчандайзинга
  Торговля в собственном соку
  Что определяет дизайн торгового зала
 

Доллар на метр
"Пришел, увидел, купил!" - вот идеальная формула покупки. Увы, нередко весьма далекая от реальности. Чаще всего получается, что "не увидел", а потому - "не купил". Во многих случаях люди уходят без покупки только из-за того, что не могут сами быстро ее найти в супермаркете или в магазинчике с товарами повседневного спроса. Беглый взгляд скользит по стеллажам и прилавкам, так и не зацепившись за конкретную вещь. Проблема, знакомая предпринимателям любого масштаба - от ПБОЮЛ с небольшим киоском до глав крупных сетевых структур.

Когда предложение не покрывает спроса, перед прилавками выстраиваются длинные "хвосты". Товары не нуждаются ни в вывесках для их идентификации, ни в красочных витринах; люди придут в любом случае. Когда-то все мы стояли в очередях и радовались тому, что вообще сумели что-то купить. И никакого мерчендайзинга не требовалось. Никому не нужен обзор товара, когда рад брать то, что дают. Но вот если соотношение спроса и предложения развивается в пользу последнего (как сегодня), то производитель и продавец неизбежно должны искать возможности стимулировать продажи. И основная ставка делается на мерчендайзинг, который при качественной рекламной поддержке приводит к ощутимому увеличению сбыта.

Формально мерчендайзинг - комплекс мероприятий, производимых в торговом зале и направленных на продвижение того или иного товара, марки или упаковки. Переводят термин merchandising c английского по-разному: "навыки торговли", "организация торгового пространства". Нам наиболее адекватным кажется вариант - "искусство торговать".

В результате применения этого искусства акцентируется внимание потенциального потребителя на товарах, что существенно увеличивает их продажу. Предложение представляется аппетитным, привлекательным, соблазнительным. Все это прекрасно звучит в теории... На практике же - разложат товар как можно более заметно, снабдив яркими ценниками; на этом, как правило, мерчендайзинг и заканчивается. Привлекательность - этого мало. Представить товар эффективнее - вот задача, требующая решения. И сюда включаются логистика запасов, выкладка товара, рекламные материалы в местах продаж, рекомендации продавцам-консультантам. В крупных компаниях все это стандартизовано, зафиксировано в соглашениях с торговыми операторами. Таким образом, мы говорим не просто о наборе знаний об эффективных приемах выкладки товара, о поведении потребителя в торговом зале. Налицо цельная система мер по увеличению продаж в отдельно взятой точке розничной торговли.

У каждой фирмы может быть своя система. Главное - что получается в итоге. На первый взгляд, мерчендайзинг активно применяется лишь в модной индустрии, где есть эффектные витрины, красивые бутики и шоу-румы. Однако на самом деле мерчендайзинг прижился во всех крупных компаниях, да так, что его и не видно невооруженным глазом. В этом весь секрет! Корпорации уровня Danone, L’Oreal, Coca-Cola, Gillеtte, Procter & Gamble в последние годы вкладывают в мерчендайзинг едва ли не больше усилий и средств, чем в прямую рекламу...

О некоторых мероприятиях трудно догадаться, пока вам о них не расскажут напрямую. Например, бутылки и банки с Coca-Cola выставляются в специальных холодильниках и, что самое интересное, строго в определенном порядке в соответствии с текущими маркетинговыми приоритетами. Скажем, когда продвигалась новая вишневая ("черри") Coca-Cola, ее выставляли впереди прочих. Справедливости ради заметим, что в некоторых магазинах новой вишневой, что далеко не всем была по вкусу, занимали все полки так плотно, что добраться до обычной "колы" было весьма затруднительно. В целом же, вся схема выкладки напитков компании Coca-Cola такова. Их продукт в стеклянной "контурной" бутылке (емкостью 0,33 литра), которая считается лучшей, классической упаковкой, размещается на прилавках на уровне глаз и вытянутой руки, чуть ниже стоят пластиковые бутылки на 0,5 и 1 литр, еще ниже - емкости по 1,5 и 2 литра. Ну, а вверху - напитки в жестяных банках. Ряды соков J7 должны непременно начинаться с апельсиновых, а уж потом занимать определенное количество метров на полках супермаркетов. Эти рекомендации (точнее, стандарты) основаны на исследованиях компании "Вимм-Билль-Данн". Другой, единый для всех, принцип - "first in, first out" (первым зашел, первым вышел): товар, поступивший в торговую точку первым, должен первым выкладываться на прилавок и первым продаваться. Иначе может получиться так, что у "первого" товара, заваленного последующим, истечет срок годности, а это - прямые убытки для фирмы-производителя.

"При беглом взгляде на полку внимание должна привлекать именно наша продукция. Над этим работают наши торговые представители, мерчендайзеры и эксклюзивные торговые представители дистрибьюторов по всей стране", - таковы цели конкурирующих брэндов. Понятно, что на торговых пространствах разворачиваются настоящие мерчендайзинговые войны с участием больших бюджетов, хитрых тактических приемов и даже нелегальных методов получения выгодного договора с супермаркетами в виде "откатов", отступных и демпинга.

Так или иначе, движение любого брэнда на рынке начинается с последовательной стратегии продаж и избирательной политики дистрибуции. Каждая компания, выпускающая фирменный товар, разрабатывает свою стратегию рекламы и рекомендаций для продавцов. В свою очередь, продавцы стремятся создать правильную атмосферу для своих клиентов. Торговые точки нуждаются в действенных визуальных решениях, а товары - в правильной презентации. А в целом весь комплекс создает правильный климат, который положительно сказывается на продажах. Покупатель должен попасть в соответствующую "ауру", в которой он, как кролик в клетке, найдет и съест свою морковку. Такое "атмосферное давление" существенно увеличивает производительность торгового пространства. Цель мерчендайзинга - создать пространственное окружение, которое стимулирует потребление, побуждает к совершению спонтанной, эмоциональной покупки. Консультация продавца требует времени, персонала, расходов. Она может раздражать клиента. К тому же советы продавца в магазине направлены на одного человека, максимум - на небольшую группу, и стимулируют конкретную покупку.

"Визуальная презентация" адресована всем покупателям и способствует массовым покупкам. Продавец-консультант лишь дополняет магазин, подкладывая дровишки в разгоревшийся огонь желания примерить, опробовать и приобрести. К тому же большинство хотят делать покупки сами - без вопросов "где?", без поиска помощи в огромном зале супермаркета...

Правила мерчендайзинга возникают, естественно, не на пустом месте. В первую очередь, они основаны на исследованиях целевой аудитории и собственной маркетинговой стратегии. Для многих брэндов продать абы как уже не годится, и не секрет, что порой компании жертвуют объемами продаж ради сохранения стройного имиджа и устойчивой клиентуры. Ведущие брэнды держатся за принцип селективной дистрибуции, и зачастую премиальный статус марки для них важнее текущего объема продаж. Потерять реноме в результате неправильного окружения в торговом зале очень даже возможно. Подобное непонимание между парфюмерной сетью "Арбат-Престиж", владеющей крупными магазинами в Москве, и французским холдингом LVMH вылилось в конфликт и разрыв отношений. Проинспектировав московскую сеть, французы отобрали у "Арбат-Престижа" права на продажу Christian Dior, Kenzo, Givenchy, Celine, сославшись на неправильное позиционирование элитных брэндов внутри мультимарочных магазинов. "Арбат-Престижу" ничего не оставалось, как совсем уйти в "эконом-класс".

Препарируя любые ситуации с точки зрения прямой коммерческой выгоды, читатель может спросить: как визуальный мерчендайзинг способен поднять продажи? Однако на самом деле вопрос стоит несколько иначе: способен ли визуальный мерчендайзинг поднять качество продаж? Ответ однозначный - да. Как показывает и международная и российская практика, оборот с квадратного метра выше в тех магазинах и сетях, где придают большое значение презентации товара и организации торгового пространства, может возрасти в 1,5-2 раза. Со временем для многих фирм интенсивность - то есть увеличение продаж при сохранении существующих торговых площадей - становится самым актуальным ресурсом развития и повышения рентабельности. По сравнению с такими возможностями экстенсивность - расширение торговых площадей и географии продаж ради повышения оборота, в целом, - дорогостоящая и все более трудная возможность роста. Создавая дополнительные приманки и визуальные стимулы, можно даже сбывать непроданные остатки.

Агент влияния

Мерчендайзинг включает в себя четыре основных элемента, и для успешного стимулирования продаж важно выполнять их одновременно:

Логистика - определение оптимального запаса продукции в непосредственном месте продажи - торговой точке, из расчета на день, неделю и месяц. Причем запас этот должен быть складирован так, чтобы продавец без серьезных потерь времени и больших физических усилий мог быстро выложить и пополнить имеющийся ассортимент.

Экспозиция - порядок выкладки товара в магазинах и рекламные материалы для мест продаж (POSM). Покупатель должен легко найти нужный ему товар, при необходимости с помощью рекламных POS-материалов. Продукция должна быть хорошо заметна, привлекательно выглядеть, чтобы ее можно было легко взять в руки без посторонней помощи и лишних усилий.

Атмосфера - дизайн помещения, освещение, музыкальное сопровождение, поведение и форма одежды всех сотрудников магазина, температура воздуха и наличие/отсутствие запахов.

Человеческий фактор - это соответствующее поведение продавца-консультанта в торговом зале, потому что как бы эффективно и красиво ни был расположен и представлен товар, отсутствие продавца-консультанта или угрюмое выражение его лица сведут на нет все усилия мерчендайзера.

Коль скоро в компаниях все эти процессы стандартизованы, мерчендайзерам (специалистам по мерчендайзингу) требуется лишь выполнять корпоративные предписания. Они занимаются запасами, раскладкой товара в соответствии со стандартами, в зависимости от размеров. Для этого можно смело привлекать молодых коммуникабельных людей на 150–200 долларов в месяц. Для анализа их труда существует супервайзер (старший группы). Он оценивает некоторые из обслуживаемых торговых точек, совершает с мерчендайзером "совместные визиты", беседует с администраторами магазинов и менеджером отдела продаж по данной территории. В результате супервайзер составляет некое мнение о том, насколько хорошо или плохо мерчендайзер выполняет свою работу. Данный процесс называется "чекингом" (check - проверять) - иными словами, это субъективная оценка внедрения. Правда, есть один минус: на основании этих абсолютно субъективных оценок конкретных магазинов подчас делается вывод о работе всей системы.

Все это актуально, когда речь идет о выполнении стандартов. Однако нередко стандарты отсутствуют, и требуется несколько иной подход. Нужен готовый специалист, который сможет организовать торговый зал сам и запустить все хитрые приемы и правила из арсенала маркетинговых наук. И здесь потребуются профессиональные "охотники", раскладывающие товар, как приманку для дичи. Антропологи, играющие с особенностями поведения homo sapiens в угоду коммерческим интересам. Это другой уровень мерчендайзера. Ведь проблема - новая. Тема - модная. Специалистов - практически нет. Ряд западных брэндов (например, Bally, Boucheron, Coach, Donna Karan, Lacoste, Prada) и торговых компаний (в их числе Saks Fifth Avenue, Barneys, Selfridges) пошли по пути создания позиции креативного директора - персоны, ответственной за все вопросы, связанные с имиджем и презентацией брэнда. В его полномочия входят реклама, архитектурные решения, дизайн и организация пространства в магазинах, концепции и проведение акций и шоу.

Понимая профессию мерчендайзера как творческую и ответственную, приходится искать людей с хорошей эрудицией, нестандартным мышлением и пониманием торговли. Нелегкая задача! И в данном случае многие предпочитают нанять на приличную зарплату творчески мыслящего человека с дизайнерским образованием, чтобы вырастить из него профессионала. Готовых специалистов на всех не хватает, но можно привлекать их на временной основе, что и делают многие компании. Однако все равно от воспитания собственного мерчендайзера торговой компании сегодня никуда не деться - слишком многое зависит от того, правильно ли размещен товар в правильном пространстве с правильным рекламным сопровождением.


Владимир Ляпоров
www.business-magazine.ru


Обсудить статью на форуме

 


Приглашаем Вас также посетить: сайт наших партнёров, предоставляющих нам контент MarketingPeople ,
 Created by PR Exclusive 2004 При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт обязательна!