ПОИСК:
 
 

-->
   Информационный портал... > СТАТЬИ > Персонал > Хочешь МНОГО...  
01 О ПРОЕКТЕ
02 BTL ТЕРРИТОРИЯ
03 АРХИВ BTL НОВОСТЕЙ
04 РОССИЙСКОЕ BTL ПАРТНЕРСТВО
05 СОБЫТИЯ
06 СТАТЬИ
07 КНИЖНАЯ ПОЛКА
08 CООБЩЕСТВО
09 ТЕНДЕРЫ
10 ПРОМОКАЛЬКУЛЯТОР
11 СЕРТИФИКАЦИЯ
12 КОНТАКТЫ
13 РЕКЛАМА НА ПОРТАЛЕ


Подписка
 
Новости сайта BTLREGION.RU

Рассылка 'Новости сайта BTLREGION.RU'




Яндекс цитирования
Rambler's Top100
 
  Евромода в одежде для персонала
  Как нанять лучших сотрудников
  Как правильно выбрать правильный тренинг тренеров
  Как прожить на подработку
  Как саратовчанка работала промоутером
  Красивым можешь ты не быть, но эффективным быть обязан!
  Мотивация персонала по системе QPR
  Наступает эра временных сотрудников
  Работа в кризис
  Работник креативной крови. Почему творческая работа не поддается стандартизации
  Резюме - визитная карточка соискателя
  Рекламный администратор
  Электронный обмен валют
 

Хочешь МНОГО продавать – ТРЕНИРУЙ…
Роль корпоративных тренингов компаний-производителей для дистрибьюторов. Формы их организации.

Каждый производитель желает сделать ключевых торговых посредников лояльными. Хорошее отношение оптового звена стоит дорогого. Это ваша уверенность в завтрашних продажах, это стабильно высокие закупки сегодня, это приоритет ваших марок в шоу-румах здесь и сейчас (show-room – зал с образцами товаров в оптовой торговле).

Лояльность дистрибьюторов и оптовиков покупалась и будет покупаться всегда. В ходу будут и накопительные бонусы, и дорогие призы, и шикарные презентации. Но многие игроки от торговли с не меньшим энтузиазмом откликаются и на программы обучения. Например, спросом стабильно пользуются тренинги продаж и коммуникаций. Многие дистрибьюторы внимательно относятся к опыту ведущих мировых брендов, завоевавших десятки региональных рынков. Да и у динамичных местных производителей всегда найдется, что предложить дистрибьютору. Важно сделать это правильно и своевременно.

Быть или не быть…

Все компании в определенный период своего развития встречаются с проблемой повышения квалификации своего персонала. В этом случае у руководителя есть два выхода: увольнять сотрудников, не выполняющих на высокопрофессиональном уровне свою работу, и покупать новых, зарекомендовавших себя с лучшей стороны в данной области, или инвестировать средства в знания сотрудников.

Оба варианта хороши, но дороги с материальной точки зрения и предполагают изрядную долю риска. В первом случае лояльность вновь прибывшего человека всегда под сомнением, во втором – только один обученный сотрудник из всего отдела продаж вряд ли сможет кардинально изменить ситуацию в целом.

Компании FMCG задумываются над проблемой компетентности кадров в компаниях, занятых продвижением и продажей продукции. К сожалению, продавец, имеющий весьма отдаленное представление о реализуемом им продукте, не редкость. Если по отношению к менее технологичным (в плане потребления) продуктам в таких случаях можно говорить об упущенных возможностях для потенциальных потребителей товара, то, например, для косметической отрасли или в продажах бытовой техники это может привести к неудовлетворению потребителя, а иногда и рекламациям с его стороны. А учитывая, что «неудовлетворенный клиент так или иначе передает свое плохое впечатление о товарах и услугах фирмы в среднем 50 знакомым, а привлечение нового клиента стоит в 5 раз дороже поддержания хороших отношений со старым» (А. Гурихин, «Тренинг продаж», издание Петербургского института тренинга), то счет явно не в пользу легкомысленного продавца. Как видите, интересы компаний-производителей и компаний, реализующих их продукцию, в значительной степени схожи. Поэтому производители готовы позаботиться о том, чтобы сотрудники, которые занимаются продажами продукции, знали о ней как можно больше, что является большим плюсом в копилке лояльности продавца к производителю. А это дорогого стоит.

Тренинги бывают разные

Самый простой способ обучения – так называемый «тренинг по продукту». Проводит его обычно специалист в области производства или непосредственного применения продукта. Тренинг этот, по сути, являет собой лекцию или презентацию, т. к. данная форма не предполагает интерактивного общения, т. е. непосредственной реакции аудитории. К примеру, для подкрепления рассказа о краске для волос лектор приглашает в аудиторию парикмахера. А тот с собой приводит девушек-моделей и во время описания положительных свойств продукта демонстрирует на них процесс окраски. Это наглядно демонстрирует все положительные характеристики продукта и его преимущества перед конкурентами. Для многих компаний-производителей подобная наглядность – шанс разрушить сложившиеся стереотипы относительно их продукта. Например: низкий ценовой сегмент – некачественный продукт. И для всех компаний – это возможность научить своих сотрудников профессионально работать с продуктом и избежать потерь клиента из-за неправильного его применения. Продавец же обретает сильный инструмент – компетентность и уверенность в себе в борьбе за своего клиента.

Пять-шесть лет назад тренинг по продукту был одной из самых распространенных форм обучения персонала. Дистрибьюторские фирмы до сих пор вспоминают, как компании-производители выстраивались в очередь для проведения такого тренинга. Это в значительной степени осложняло рабочий процесс и отвлекало торговых представителей от их прямой обязанности посещать клиентов и продавать продукцию. Директора компаний-дистрибьюторов все чаще стали намекать производителям, что время, затрачиваемое сотрудниками на тренинги, обходится слишком дорого для организации. Начались ограничения как по продолжительности (с одного- двух дней до двух-трех часов), так и по формату и времени проведения – в выходные дни или после работы. Был и еще один негативный момент в таких тренингах: какофония брендов в сознании продавца снижала уровень восприятия информации, а достигнутый было эффект прямого воздействия сводился на нет следующим тренером компании-производителя. В результате данная форма тренингов надежно закрепилась разве что на рынке профессиональной косметики, где во главу угла ставится именно уровень мастерства владения продуктом.

В 2000–2001 годах на косметическом рынке России произошла «бархатная революция дистрибьюторов». Количество производителей и импортеров косметики и средств для волос выросло до потрясающих размеров. При том же ограниченном количестве фирм-дистрибьюторов. Последние серьезно сократили собственный марочный портфель, оставив только лидирующие марки.

Немногие производители выдержали это испытание. Преуспели владельцы сильных брендов и те, кто вовремя заручился лояльностью дистрибьюторов. Например, компания «Роколор» (российский производитель косметики для волос). Высокий уровень лояльности к компании позволил ей сохранить в качестве дистрибьюторов ведущие локальные компании. Именно эту задачу решали тренинги эффективных продаж, которые рассматривались как инвестиции компании-производителя в персонал дистрибьюторской фирмы.

Понимая, что время «лобовых атак» прошло, компании находятся в постоянном поиске возможностей повышения лояльности дистрибуторов и оптовиков. И приходят к тому, что надо не только делиться знаниями о продукте, но и дать в руки продавцам реальные инструменты эффективной работы с клиентами.

Таким образом появляются на уровне трейд-маркетинговых активностей «тренинги эффективных продаж», где лейтмотивом становятся профессиональные знания и навыки, передаваемые производителем из своих «закромов» – корпоративных тренингов или тренингов обучающих компаний-партнеров. Это был очень важный шаг со стороны производителей, т. к., делясь знаниями и даже ноу-хау, эксклюзивным достоянием компании, они возводят компании-дистрибьюторы в статус партнеров и рассматривают это как шаг навстречу потребителю. Взамен производители получают продавцов, соответствующих корпоративным стандартам фирмы-производителя и лояльность со стороны руководства дистрибьюторов. И, как следствие – козырь в борьбе с конкурентами, полученный минимальным вложением инвестиций.

Тренинг эффективных продаж может быть построен по разным моделям.

1. «Продукт – продажи – игры»

Модель построения процесса обучения последовательная. Первая часть тренинга (примерно 20–25% отпущенного на него времени) посвящена рассказу о продукте (по сути, «тренинг по продукту»). Потом проводится тренинг продаж (на него тратится еще 25–35% времени «урока»), на котором продавцы с помощью тренера овладевают новыми знаниями, а то, что знали раньше, подвергается ревизии. Завершающая фаза – ролевые игры (они занимают не менее 40% времени занятий), в ходе которых происходит отработка знаний о продукте и навыков по продажам.

2. «Продукт в продажах и играх»

На начальном этапе здесь нет ярко выраженного тренинга по продукту. Знания об особенностях продукта предлагаются в примерах, играх, ситуациях, а сведения о его свойствах как бы вплетены в канву тренинга эффективных продаж. Я присутствовал на очень интересном тренинге, где в роли тренеров выступали два профессионала: один – в области производства и реализации программного продукта, а второй – психолог, принявший на себя функцию организатора «продаж и игр». Их работа была похожа на косичку, сплетенную из знаний о продукте, умений работать с ним и навыков, оттачиваемых в интерактивных играх. Очевидная польза тренинга эффективных продаж позволила производителям найти путь к сердцу профессионалов в компаниях дистрибьюторов, которые за счет производителя успешно решают проблему компетентности своих сотрудников. И это – при достаточно высоком уровне текучести кадров в торговом звене.

Продвинутый производитель не экономит

Итак, большинство производителей в вопросе повышения лояльности и приобретения новых компетенций компаниями-дистрибьюторами используют тренинги по продукту или тренинги эффективных продаж. Но есть и такие, которые пошли дальше. Фирмы-производители, располагающие солидной образовательной базой, реализуют оригинальные программы тренингов по актуальным аспектам продвижения: «работа с возражениями», «телефонные продажи», «мерчендайзинг», «девять шагов визита» и т. д. Это становится еще более актуальным сейчас, когда производители создают отделы продаж и торгового маркетинга на дистрибьюторской базе, оставляя самим дистрибьюторам вопросы логистики и финансовой дисциплины.

Эти «программы обучения» проводят либо штатные тренеры фирм-производителей, либо приглашенные тренеры-консультанты. Очень редко используются специалисты от производства или из области применения продуктов. Занятия эти нисколько не менее эффективны, чем дорогие тренинги консалтинговых компаний. Знания о продукте даются на первых занятиях, и потом к ним возвращаются только в ролевых играх при отработке навыков и умений.

Чтобы не было мучительно больно…

Самая важная деталь при проведении тренинга, как фундамент и кровля для дома, – аттестация, оценка уровня знаний. Если не уделить данному аспекту должного внимания, 70% знаний, приобретенных на тренинге, уйдут, как драгоценная вода в пески пустыни. Для определения уровня подготовки группы и определения круга наиболее интересных вопросов для последующего освещения в ходе занятий до начала тренинга его участникам предлагается заранее подготовленный вопросник. А после тренинга для закрепления знаний и выяснения уровня восприятия информации рекомендуется провести тестирование или даже развернутую аттестацию. Заодно таким образом можно узнать, как оценивают тренинг его участники, что важно для получения обратной связи и постоянного совершенствования методов и приемов проведения занятий.

Многие компании-производители практикуют проведение таких тренингов, совмещая их с программами лояльности, создания команды (team building), различными корпоративными мероприятиями, конференциями, круглыми столами. Эти формы трейд-маркетинговой активности мы обязательно осветим в нашем издании.

Роль тренингов повышения лояльности и компетенции сотрудников компаний-партнеров трудно переоценить. Кстати, компания «РОКОЛОР», не потерявшая позиций в трудное для себя время, «тренировала» дистрибьюторов активно. И каждый ее тренинг поднимал продажи в регионе, где он проходил, от 30 до 70%.


Владимир Зенковский,
специалист по трейд-маркетингу (Москва)
zenvlad@hotmail.com
Источник: http://www.acetarget.ru/


Обсудить статью на форуме

 


Приглашаем Вас также посетить: сайт наших партнёров, предоставляющих нам контент MarketingPeople ,
 Created by PR Exclusive 2004 При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт обязательна!