Портрет профессии: маркетолог |
|
Каждая торговая марка мечтает стать брендом. Потому что после этого мы с вами воспылаем к ней значительно большей жаждой потребления. В 2003 году многие компании прежде всего стремились привлечь в свои ряды талантливых маркетологов: людей, способных подарить долгую и доходную жизнь их продуктам и сервисам, совершить вышеупомянутое чудо с торговой маркой.
Тем более что наше потребление стало распространяться не только на привычные «хлеб и зрелища», мы стали задумываться о серьезных финансовых сервисах, страховании и так далее. По внутреннему рейтингу E-xecutive, самыми востребованными и дефицитными менеджерами на рынке являются бренд-менеджеры и директора по маркетингу. Мы расскажем о том, чем занимается маркетолог, кто он, сколько получает. И проиллюстрируем все эти факты эмоциями – одним днем из жизни одного из самых успешных и талантливых на российском рынке директоров по маркетингу. Рубрика «Один день из жизни» – одна из самых посещаемых и обсуждаемых на E-xecutive. С одной стороны, это зарисовка из жизни человека, иногда привлекательного, иногда сухого и скучного. С другой – детальный портрет рабочего дня. Можно много говорить о том, что такое маркетинг, пиар или корпоративные финансы, но искренний рассказ, совмещенный с поминутным графиком конкретного дня, позволяет увидеть реальную картину. Зачастую в «Одном дне» заключена квинтэссенция профессии и, главное, возможность посмотреть на нее «изнутри».
Подробности:
Один день из жизни
Профессия маркетолога является одной из самых востребованных на кадровом рынке. Это связано как с усилением конкуренции, так и с ростом покупательной способности населения, увеличением оборотов торговли. Согласно госстандарту высшего профобразования, «маркетолог – специалист, основным результатом деятельности которого является устойчивое функционирование и развитие организации в конкурентной среде на основе гармонизации интересов потребителей и организации».
Основная задача маркетолога – добиться максимальной прибыли компании с учетом ее реальных возможностей. От него зависит, сколько и какой продукции компания произведет, сколько продаст, а главное – кто станет покупателем этой продукции.
Образование по специальности «маркетинг» можно получить во множестве государственных и частных вузов. Сюда относятся МГУ, Плехановская академия, АНХ и другие учебные заведения, многие из которых предлагают также программы МВА по специальности «маркетинг». Высшее маркетинговое образование готовит специалистов, а МВА – скорее управленцев. В то же время в среде профессионалов эти программы не котируются. Считается, что качественное маркетинговое образование можно получить только на Западе, но и оно не является абсолютно необходимым. Маркетологу порой полезнее гуманитарный либо экономический диплом.
Особым «спросом» пользуются директора по маркетингу – сильные лидеры, обладающие опытом успешных маркетинговых кампаний. В их обязанности входит создание маркетинговой стратегии компании и проведение мероприятий, направленных на получение прибыли, завоевание и удержание рынков. Сюда входят руководство рекламной и пиар-деятельностью, различными маркетинговыми программами, исследованиями. Такой руководитель может получать от 90–120 тыс. долларов в год (крупные российские компании) до 150–250 тыс. долларов в год + бонус 30–50% (международные компании). Столь высокое вознаграждение всегда привязано к конкретным результатам – реализации крупного проекта, росту продаж. Начальник отдела маркетинга небольшой компании получает 1500–5000 долларов ежемесячно.
В современном бизнесе роль директора по маркетингу – одна из важнейших. Павел Анфалов, генеральный директор сети «Арбат Престиж», утверждает: «Путь генерального директора лежит только через карьеру директора по маркетингу. Бизнес строится не вокруг объема продаж, а вокруг зарабатывания денег. А то, где зарабатывать деньги, с какой скоростью, в каком объеме, определяет маркетинг». Одна из ключевых фигур маркетинга – бренд-менеджер, который руководит развитием определенной торговой марки. Его задача – «раскрутка» бренда, которая включает три этапа: подготовку, собственно продвижение и дальнейшую поддержку бренда. На первой стадии проводится анализ целевой аудитории, составляется обобщенный портрет потребителя. Затем разрабатывается «идеология» марки, ее облик, максимально отвечающий запросам покупателя, причем бренд не должен конфликтовать с другими марками компании.
На втором этапе бренд-менеджер формулирует задачу рекламным агентствам, определяет стоимость и ход рекламной кампании. И наконец, он отслеживает состояние бренда, динамику продаж, реакцию конкурентов. В зависимости от этих параметров вносятся изменения в маркетинговую стратегию бренда. Средняя зарплата бренд-менеджера крупной компании составляет 2500–3500 долларов в месяц.
Маркетологи более низкого ранга – это менеджеры по маркетингу, аналитики, специалисты по маркетинговым исследованиям, маркетологи-экономисты, которые занимаются ценообразованием, и так далее. Обязанности маркетолога могут включать широкий круг задач: разработка планов продвижения продукции, определение бюджета маркетинговых кампаний, анализ целевой аудитории, прогноз колебаний спроса и предложения на рынке, организация исследований, мероприятий, акций и оценка их эффективности, общение с субподрядчиками – например, рекламными агентствами. Профессия маркетолога требует коммуникабельности, инициативности, умения творчески решать непростые задачи. Необходима серьезная теоретическая подготовка – без нее не провести исследования рынка, не составить бюджет или отчетность по проекту. В среднем зарплата менеджера по маркетингу составляет 1–2,5 тыс. долларов в месяц.
Федор Богдановский
http://www.ej.ru/