Иллюстрация — как много в этом слове… |
|
Иллюстрация — это уникальный зверь в индустрии графического дизайна. Слово "иллюстрация" охватывает так много, что, возможно, границы его так же неопределенны, как и у понятия "графический дизайн". Попробуем разобраться, что же такое иллюстрация?
Рассматривая иллюстрацию как категорию дизайна, мы можем выделить две подкатегории: информационные графики и редакционная иллюстрация.
Информационные графики
Создаются для визуального отображения информации, в профессиональных кругах называются также "инфографика". Чаще всего используются в газетах, журналах, научных публикациях, сложных интерфейсах, презентациях и годовых отчетах, чтобы визуально представить комплексные статистические данные, числовые и научные данные или некоторые другие объекты, которые должны выигрывать перед их текстовым описанием. Графическая реализация инфографики простирается от обычных диаграмм и линейных графиков до создания красочных изображений. Многие специалисты относят к данной группе иллюстраций также специальные символы ("иконки", навигационные символы и т.д.).
Инфографика — это синтез визуальной привлекательности и сохранения целостности информации в ней.
Один из первых примеров информационных графиков лучше всего иллюстрирует значимость представления комплексной статистической информации визуальным образом. В 90-х годах XIX столетия Лондон был потрясен большим числом смертей по неизвестной причине. Путем сравнения в озраста, занятий, происхождения и рекреационных привычек не удалось обнаружить какую-либо корреляцию, так что городские советники организовали представление распределения смертей по месту жительства умерших. На большой карте города со схемой улиц они втыкали булавки в место нахождения дома каждой жертвы. Эта организация данных показала, что дом каждой жертвы был построен на болотистом участке земли в пределах двух кварталов от доков — общая нить, которая связала вместе смерти, не имевшие, казалось бы, отношения между собой. Так выяснилось, что питьевая вода в том конкретном районе была загрязнена отходами и мусором, сбрасываемыми в реку Темзу. Без графического представления данных городские лидеры никогда не могли бы заметить эту связь.
Значение информационных графиков в последнее время повышается, и объяснение этому очень простое: слишком мало людей имеют время, чтобы прочитать полностью статью в газете, не говоря уже о прочтении журнала от начала до конца. Информационные графики извлекают информацию, содержащуюся в статье или рассказе, сжимают, резюмируют и представляют ее таким образом, что требуются секунды вместо минут или часов для того, чтобы охватить ее. В следующий раз вы раскроете газету или журнал, перелистаете их и обратите внимание на графики (а не только на фотографии). Вы, вероятно, сможете дать вполне точное резюме статей, содержащихся в них, без того, чтобы читать каждый отдельный абзац текста. Информационные графики облегчают усвоение информации и понимание взаимоотношений между представленными данными.
Кроме того, газеты и журналы используют их для:
• отсеивания информации, относящейся к публикации, на прочтение которой ушло бы много времени
• разрывания длинных текстовых блоков
• стимуляции интереса читателя к прочтению всей статьи.
Профессиональные особенности. Статистические и цифровые данные — конкретная вещь, и это означает, что свобода творчества при их визуальном представлении сильно ограничена. Разумеется, информационные графики должны быть точными, то же относится к масштабу, пропорциям и единицам измерения (точнее, к их однородности). При создании графика или диаграммы, в которых сравнивается количество, необходимо убедиться в том, что соотношение иллюстрируется четко.
Редакционная иллюстрация
В корне отличается от информационных графиков тем, что она создается не для того, чтобы точным отображать конкретные факты. Редакционная иллюстрация работает исходя из понятий, представленных в тексте, чтобы усилить воздействие информации, или в качестве визуального изображения рассказа без какого-либо сопроводительного текста. Она охватывает диапазон от книжных обложек до редакционных комиксов и постеров. У иллюстраторов, работающих в данном жанре, существует гораздо больше возможностей для творческого контроля над работой, потому что им не нужно заботиться о неверно представленных по неосторожности данных.
Виды редакционной иллюстрации
Техническая иллюстрация
Это специализированный сегмент редакционной иллюстрации. Сегодня, когда весь мир — это синтез высоких технологий, этот вид иллюстрации все более преобладает почти в каждой области графической коммуникации. Техническая иллюстрация включает схемы разного рода, диаграммы, графики, чертежи и карты; эта работа может быть такой же простой, как линия, иллюстрирующая сборку изделия, и такой же сложной, как глубоко детализированный чертеж внутреннего устройства механизма сжигания топлива.
Данный вид работы требует внимания к деталям, глубокого знания предмета, о котором идет речь, и способности передавать в графической форме сложные идеи. Недаром технические иллюстраторы часто имеют некоторую научную или технологическую подготовку.
Книжные обложки
На протяжении последних лет в индустрии графического дизайна ведутся споры о том, как классифицировать книжные обложки: некоторые из них являются чисто фотографическими, другие полностью относятся к изобразительному искусству, использующему традиционные средства, третьи — это синтез традиционных средств и компьютерных технологий, а четвертые — дизайнерская работа, созданная только на компьютере. Мы относим книжные обложки в категорию редакционной иллюстрации, так как, несмотря на множество форм и вариантов, они иллюстрируют концепцию текста, его содержание.
Любой книге нужна обложка, на первой странице которой должно быть размещено изображение, дающее понять, о чем эта книга.
Различные издатели в зависимости от рода книги используют специфические стили изобразительного искусства: некоторые предпочитают реализм, другие предпочитают импрессионистские направления. Одни издатели используют фотографию, другие не применяют фотоснимки совсем. Но каждое издательство имеет четкие требования, в рамках которых должен творить иллюстратор.
Лучший способ ознакомиться с иллюстрацией обложки — просто посетить книжный магазин. Возьмите любую книгу в секции научной фантастики, и вы увидите одну из узкоспециализированных категорий редакционной иллюстрации. Обложки книг по научной фантастике обычно представляют глубоко детализированную художественную работу. Для дальнейшего ознакомления с книжной иллюстрацией можно пройти в секцию "Роман". Здесь почти всегда найдутся реалистические изображения людей в детализированной окружающей обстановке.
Словом, каждая книга любого жанра нуждается в специфически привлекательной обложке (иначе как покупатель сможет заметить именно эту книгу среди тысячи подобных на книжной полке?), а каждая жанровая обложка требует соблюдения норм и правил этого жанра.
Журнальные иллюстрации
В периодических изданиях редакционная иллюстрация используется для усиления воздействия текста. С точки зрения издателя, хорошая иллюстрация должна служить приглашением к тому, чтобы прочитать статью. Иллюстрация также визуально передает определенную грань или тему, содержащуюся в статье. У каждого редактора журнала есть индивидуальные предпочтения типов иллюстраций. Например, некоторые новостные журналы предпочитают острые иллюстрации, которые служат точным комментарием к статье. В них от дизайнера ждут иллюстраций, полных юмора, визуального сарказма на экономические и политические темы.
Журналы, посвященные моде и красоте, дому, здоровью и семье, предъявляют к иллюстрациям различные критерии. Одни предпочитают видеть легкие иллюстрации, содержащие пастельные тона, воздушность, незамкнутость линий, другие хотят видеть красочные, эмоционально насыщенные иллюстрации. И те и другие сходятся в одном: изображение, содержание дизайна должно оставаться светлым и не вызывать негативных чувств.
Журналы, ориентирующиеся на читателей-мужчин, как правило, обычно используют более жирные линии, яркие цвета. Здесь большее значение придают использованию линии и склонны иллюстрировать основную тему статьи, не отвлекаюсь на детали. Как бы это грустно ни звучало для мужчин, но данные иллюстрации не претендуют на глубину мысли или интеллектуальность.
Календари
Люди покупают календари, разумеется, ради дат, но также и как настенное украшение. Иллюстрации календаря указывают на индивидуальные интересы и увлечения человека и могут представлять собой "мини-каникулы": вид заката солнца на безмятежном пляже на календаре есть освежающий прорыв из повседневности, особенно когда за окном завывает ветер или идет снег. Обоснования поведения и практика деловых отно шений в большинстве издательств в этой области дизайна идентичны тем, которые существуют в журнальной работе. В этой области от иллюстратора обычно требуется понятный и индивидуальный стиль работы.
В календарях по их природе обычно 12 иллюстраций. Разумеется, крайне важным является создание тематического единого комплекта из 12 произведений. Календарные иллюстрации находятся, может быть, не в прямой корреляции с месяцами, которые они представляют, но должны вызывать некоторые ассоциации в цвете, в системе образов или в обработке изображений.
Постеры
Могут быть использованы, чтобы анонсировать мероприятие (фестиваль, открытие галереи, тусовку в стиле "рейв", кинофильм, спортивное соревнование или музыкальное представление). Постеры — это стилистическая смесь словесного и визуального.
Кроме анонса мероприятия и информации для зрителя о подробностях (например, место и дата) постеры визуально резюмируют позицию или чувство по отношению к мероприятию и стимулируют зрителя к тому, чтобы посетить его.
У всех постеров одна задача: привлечь взгляд зрителя и информировать публику. Последнее так же важно для организатора мероприятия, как крупное изображение. На постерах, способствующих продвижению, как правило, размещают четкий, легко читаемый, несущий информацию текст, а дату, место, время и цену указывают внизу, но они также должны быть видны сразу.
Цвета, используемые в постерах, как правило, подчиняются особым критериям, и их популярность основывается преимущественно на моде, преобладающей в данный момент.
Не менее важным, чем цвет, в продаваемости постерных произведений является стиль. Постеры, созданные для массовой аудитории, привлекательны для широкого диапазона вкусов; их стиль доставляет удовольствие многим людям с различными вкусами, он сочетается с различными стилями интерьера, будь то переход в метро или консерватория.
Индустрия иллюстрации набирает обороты на рынке графического дизайна в России. Возможно, уже сейчас существуют другие ее классификации и критерии, предъявляемые к ней, другие мысли и идеи о ее использовании. Мы лишь попытались обобщить и систематизировать то, что встречается ежедневно, то, с чем мы сталкиваемся, уже иногда не думая о том, что это иллюстрация.
Никита Титов
Альманах "Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations"