Самовыражение в рекламно-сувенирной продукции
|
|
Одним из способов самовыражения для человека во все времена, даже в самые коммунистические, была геральдика.
В современной культуре с огромным распространением корпоративных тенденций одним из носителей классической геральдики (в форме логотипов) стала рекламно-сувенирная продукция.
Памятные значки, призы, медали заменили средневековые щиты с гербами и определенными наборами цветов, призванными утверждать чье-то торжество.
Корпоративная рекламно-сувенирная продукция призвана персонифицировать, позиционировать и продвигать на рынке конкретного производителя.
Рекламно-сувенирная продукция в качестве средства увековечивания восходит даже не к средним векам, а к Первобытно - общинному строю!
Персонификация памяти естественно связана с выделением героя события. Первоначально, по-видимому, это выделение через награждение заключалось в использовании каких-то наиболее полезных с точки зрения употребления элементов - например лучших кусков мяса лучшему охотнику после удачной охоты. Это очень напоминает дефицит советской эпохи, когда победители социалистического соревнования получали утюги и граммофоны. Потом, говоря словами классика, людям перестало нравиться, что "память о них может быть съедена"! Это совпало с признанием роли высших сил в жизни человека, и вот символы этих высших сил стали элементами геральдики и - еще неосознанно - элементами рекламы.
Первыми в этом ряду буквально заблестели античные монеты Древней Греции!
Фактически очень быстро после своего окончательного формирования монеты приобретают функции памятных медалей, недаром современная медалистка оказывается одной из областей классической нумизматики!
Чрезвычайно важно то, что персонификация памяти очень тесно связана с персонификацией мира вообще, с его очеловечиванием, то, что называют открытием в Древней Греции антропоморфизма, превращением мира в "мир для человека"!
На античных монетах - медалях впервые появляются символы выпустивших их городов - символы тех богов, которые покровительствовали этим городов, например сова Афины на монетах соответствующего центра! Это было утверждение военной и политической мощи центра, его позиционирование и продвижение среди конкурентов. Быть гражданином Афин было так же почетно, как сейчас почетно быть гражданином США, мощь которых перекликается с мощью доллара, взаимно питая друг друга!
Постепенное развитие античного мира приводит к выделению Фракии - современной Македонии - крупнейшему центру добычи античного золота. Развитие Фракии приводит к появлению на монетах портретов правителей - царя Филиппа и его легендарного сына Александра - чем монеты еще больше приближаются к медалям и значкам!
За многовековую историю судьбы монет и медалей, значков и шире - рекламно-сувенирной продукции в целом - принципиально расходятся. В отношении монет - денежных знаков - полностью осуществляется принцип Диоклетиана, высказанный при введении налога на общественные уборные - "Деньги не пахнут!" Монеты заменяются банкнота, а сейчас все большее распространение получают электронные расчеты.
И только рекламно-сувенирная продукция сегодня в классических культурных традициях!
AdVesti.ru