Эльдорадо против Юлмарта
Товарные знаки (бренды) часто становятся объектами судебных разбирательств уже не только в США или Европе, но и на территории нашей страны.
Так, совсем недавно разгорелся новый скандал между двумя отечественными гигантами в области электроники Эльдорадо и Юлмартом.
Представители компании Эльдорадо обратились с исковым заявлением в арбитраж Санкт-Петербурга и ЛО, в отношении компании Юлмарт, в котором содержалось требование о прекращении нарушения интеллектуальных прав Эльдорадо и возмещении причиненного вреда. Цена иска при этом составила не много ни мало – пять миллионов российских рублей.
Позиция по делу компании Эльдорадо
Представители компании Эльдорадо объясняют сложившуюся конфликтную ситуацию следующим образом: компания Юлмарт использовала для собственного продвижения в интернете надлежащим образом зарегистрированный словесный товарный знак компании Эльдорадо – слово «Эльдорадо».
Компания Эльдорадо имеет множество зарегистрированных в фед. институте промсобственности товарных знаков (по словам представителя компании Эльдорадо более двухсот), все они зарегистрированы, в том числе и по международному классификатору – МКТУ.
Так, товарный знак, имеющий внешний вид надписи «Эльдорадо» со значком электрической вилки перед заглавной буквой, зарегистрирован сразу по пятнадцати классам МКТУ. При этом срок действия на него свидетельства о госрегистрации еще не истек.
По данным фед. института промсобственности срок действия свидетельства о госрегистрации на этот товарный знак завершится в сентябре 2013 года, при этом, со стопроцентной гарантией можно утверждать, что он будет продлен еще на десятилетие, поскольку бренд Эльдорадо пользуется большой популярностью.
Позиция по делу компании Юлмарт
Официальная позиция компании Юлмарт в рамках данного спора сводится к тому, что компания отрицает факт нарушения интеллектуальных прав на бренд (словесный товарный знак Эльдорадо).
Юлмарт использовал для рекламной компании в интернете следующий слоган: «Эльдорадо низких цен» далее следовала активная ссылка на сайт компании Юлмарт. В законе ведь нет такого императивного предписания, что нельзя использовать слова, входящие в тот или иной слоган.
Кроме полного отрицания факта нарушения интеллектуальных прав Эльдорадо, компания Юлмарт делает заявления, в которых ссылается на процессуальные нарушения, допущенные по данному делу.
Так, например, представители Юлмарта утверждают, что они не получали копию искового заявления Эльдорадо, что само по себе является процессуальным нарушением, поскольку в обязанности истца входит направление копий иска всем ответчикам.
Прогнозы независимых юристов
Среди профессионального независимого юридического сообщества по данному интеллектуальному скандалу не возникает никаких разногласий.
По мнению юристов, арбитражный суд должен поддержать в данном случае позицию ответчика, поскольку из той информации, которая известна из материалов дела совершенно четко следует, что нарушения интеллектуальных прав на бренд (словесный товарный знак Эльдорадо) в данном случае не было.
Слово «Эльдорадо» использовалось в контекстной рекламе компании Юлмарт, при этом оно являлось частью предложения, а не самостоятельным слоганом. При этом данное слово, как и остальная словесная часть рекламы Юлмарта была набрана обычным шрифтом, то есть известные изображения, сходные с брендами компании Эльдорадо до степени их возможного смешения, не использовались. В связи с чем, никакой дополнительной ассоциации непосредственно с компанией Эльдорадо контекстная реклама Юлмарта в интернете вызвать никоим образом не могла.
Несмотря на то, что слово «Эльдорадо» является словесным брендом одноименной компании, использование этого слова в словосочетаниях и в составе каких бы то ни было предложений, нарушением интеллектуальных прав являться не может.
Если бы это было не так, то любое произнесение или написание слова «Эльдорадо» будь то в печатных средствах массовой информации или в интернете было бы противозаконным.
Кроме этого, считают юристы, даже реально имевшие место нарушения интеллектуальных прав владельцев брендов в интернете, являются очень трудно доказуемыми, поскольку законодательство, регламентирующее отношения в области интеллектуальной собственности, на настоящий момент уже морально устарело и нуждается в серьезной правовой доработке.
Поэтому у представителей компании Эльдорадо возникнут серьезные проблемы с доказательственной базой.
Тем не менее, следует отметить, что российское правосудие, особенно по части разрешения конфликтов на предпринимательской почве никогда не перестает удивлять, поэтому не исключено, что результат по данному делу может оказаться неожиданным.