Специалисты знают, что 70 - 80% современных покупателей принимают решение о покупке большинства товаров на месте их продажи. Помимо спонтанного решения конкретного человека здесь задействована и грамотная выкладка товаров.
Составляя планограмму магазина, необходимо помнить о существующих законах мерчендайзинга и опираться на разработанный в течение многих лет комплекс мер по продвижению товаров.
В настоящее время при составлении планограммы магазина используют несколько видов выкладки:
- горизонтальный,
- вертикальный,
- комбинированный,
- дисплейный.
Горизонтальный способ предполагает распределение товара по всей линии торгового оборудования (стеллажей, прилавков, витрин). Вертикальная выкладка — это размещение товара одной группы друг под другом сразу на нескольких полках. При сочетании обоих методов рождается комбинированная выкладка, а дисплейный способ предполагает наличие отдельно стоящего стенда с фирменным логотипом.
Каждый из этих методов используется с определенной целью и имеет свои закономерности. Если планограмма магазина включает в себя горизонтальную выкладку, то товар должен располагаться перекрестно или путем чересполосицы. Дешевые товары идут вперемешку с товарами, обладающими наибольшей маржой. Такой подход увеличивает продажи обеих групп.
Известно, что самой популярной частью стеллажа у покупателей является его начало. Здесь большинство посетителей берет необходимые им продукты, составляя представление о ценах данного магазина. Опытные специалисты учитывают этот факт уже на этапе проектирования магазинов, создавая план размещения торгового оборудования и продумывая маршруты движения покупателей. Начало линии должно состоять из продукции основных марок по самым лояльным ценам.
Такой подход обеспечивает хорошее мнение посетителей об ассортименте магазина. Люди более внимательно рассматривают менее «сильные» позиции, расположенные в середине линии. Еще один момент такого подхода — у покупателей создается впечатление, что цены в торговой точке невысокие, поэтому они и сами придут сюда снова, и знакомым посоветуют.
Вертикальная выкладка обеспечивает товару хороший обзор, четко разграничивая позиции по группам. Здесь все базируется на правиле: продажи с полок, расположенных на разной высоте не равнозначны. Лучше всего раскупается продукция, которая размещена на уровне глаз покупателя и чуть ниже. Речь идет о выкладке на расстоянии 110-160 см от пола. А те изделия, что размещаются на самой нижней полке продаются хуже просто потому, что покупателям их не так хорошо видно.
Люди не любят нагибаться, а между тем при составлении планограммы магазина нижние полки как раз и отводятся для самых дешевых товаров. Нижние полки везде используют и для размещения крупногабаритных товаров. Комбинированная выкладка дает возможность совместить принципы горизонтальной и вертикальной, а дисплейный метод применяется в местах продажи товаров импульсивного спроса.