Сувенирная продукция: подарки стратегического назначения.
|
|
Еще несколько лет назад в качестве делового подарка Вы могли выбрать практически любой предмет из тех, которые предлагаются многочисленными сувенирными компаниями мира. Более всего в ходу были деловые аксессуары с нанесением символики дарителя: ручки, ежедневники, органайзеры, кружки, пепельницы, скрепки, зажигалки и брелоки. Нельзя сказать, что этот период полностью миновал — вот только все эти предметы теперь стали уже не эксклюзивными, а массовыми сувенирами, предназначенными для выставок, для гостей фирмы, для простых представительских целей. Кончилось время дефицита — изменились и правила.
В массовом сувенире сегодня учитывается соответствие стиля изделия стилю компании, возможность размещения контактной информации, несложность в изготовлении, ценовые характеристики, пригодность для различных технологий персонификации. Профессиональные PR-специалисты фирм предпочитают заказывать сувенирные изделия в комплекте, который может использоваться как целиком (например: пакет, органайзер, ручка, значок, зажигалка, кружка, пепельница), так и по отдельности — в зависимости от того, в какой ситуации делается подарок. Ну и необычность, оригинальность исходных носителей знака компании тоже учитывается.
Иное дело — подарок эксклюзивный. Подход здесь абсолютно иной, и ошибок на пути создания таких подарков куда больше. В связи с этим, сегодня мы чаще и чаще предоставляем своим клиентам прежде всего консультационные, а затем и дизайнерские услуги: ведь специально разработанная вещь практически всегда гарантированно отвечает предъявляемым к ней требованиям по запоминаемости, эстетике и соответствию своему назначению. Можно вспомнить хрустальный сувенир "500.000.000 тонн мегионской нефти", созданный по заказу компании "Славнефть-Мегионнефтегаз" к ее трудовому празднику — в хрустальную колбу там была налита настоящая нефть из той самой юбилейной тонны. Подарок оказался таким точным, что немедленно породил волну подражаний не только в России, но и за рубежом.
Можно привести и более простые примеры, когда подарок конструировался из "готовых элементов", но с соблюдением тончайших нюансов стиля компании, ее позиции на рынке, случая, для которого создавался и т.п. Конечно, такие подарки считаются не сотнями и тысячами, а единицами и десятками. Вот только пользы от них зачастую даже больше, чем от самых-самых массовых.
Среди эксклюзивных, дорогих, представительских подарков следует выделить особую группу — подарки стратегического назначения. Не надо только путать их со всем памятными "борзыми щенками" Гоголя: ко взяткам в завуалированной форме они все же не имеют отношения. Как правило, это подарки (или эксклюзивные сувениры), которые призваны оставить память о компании у конкретного человека, или группы людей, с которыми предстоит длительное сотрудничество и объединенных общими интересами. Здесь мы зачастую привлекаем специалистов, способных создать вполне функциональные изделия, носящие тем не менее все признаки дорогого эксклюзива: клюшки для гольфа, удочки, кии для игры в бильярд и т.п. Такие подарки наводят на мысль не только о деловом сотрудничестве, но и о дружбе, имеющей продолжение за стенами офисов. Качество здесь играет первостепенную роль.
Хочется сказать также о наградных подарках. И сегодня еще едва ли не первое место в их ряду продолжают занимать именные часы (только вот изготовители этих часов теперь не обязательно российские). Но приятно то, что к нам вернулась традиция создания памятных знаков и наград, имеющих хождение только в стенах конкретного предприятия.
ГДЕ НАЙТИ ПОДАРОК?
Если Вы собираетесь заказать нечто массовое, включенное в один из действующих сувенирных каталогов, то не стоит обольщаться рекламными слоганами такого типа: "Скидки! Скидки! Скидки!". Для сравнения всегда достаточно сравнить цену у тех, кто эти скидки обещает, и у тех, кто ничего такого не говорит. Они окажутся одинаковыми, а несколько минут оживленных переговоров с менеджером любой компании-поставщика окончательно выровняют ситуацию.
Так что скидки — это легенда.
Что же является реальным критерием для выбора?
Прежде всего — количество предлагаемых технологий персонификации (нанесения ваших знаков и реквизитов на исходные изделии) и качество их исполнения. Затем — сроки выполнения заказов. И, как ни странно, наличие или отсутствие капризов у исполнителей, их энтузиазм. Не секрет, что сегодня мы вновь и вновь сталкиваемся с проблемой еще самых дремучих советских времен: заказчик оказывается виноват во всех недоделках и просрочках исполнителя. Эта болезнь нежелания приложить какие бы то ни было усилия к работе с клиентом (за исключением получения предоплат) пока еще не изжита в нашей стране, и едва ли быстро исчезнет. Конкуренция тут хотя и помогает, но не спасает. Так что ищите тех, кто "не капризничает за Ваши деньги" — все-таки клиентом-то являетесь Вы.
Важным моментом для тех, кто уже искушен в работе с презентационной продукцией, является наличие у фирмы-исполнителя собственной дизайнерской группы и серьезных контактов с теми компаниями, которые осуществляют работы по различным технологиям. Сочетание этого позволяет создавать неповторимые предметы, реально повышающие престиж фирмы-дарителя.
КОМУ ЧТО ДАРИТЬ.
Представитель известной швейцарской фирмы "TISSOT" как-то пояснил причину того, что фирма отказывается наносить логотип заказчика на циферблат своих часов. Помимо общих правил о нарушении брэнда (а внешний вид часов серьезной фирмы — это всегда брэнд), есть для такого отказа и более простые причины.
Однажды правительство некой страны третьего мира заказало у "TISSOT" партию часов для офицеров своей армии. Заказ был выполнен, но почти 80% поставки было в разное время возвращено в сервис-центры с просьбой заменить уникальный циферблат на стандартный. Почему? Да потому, что стоимость часов превышала 3-х месячный оклад военнослужащих, и большинство получивших подарки попросту хотело их продать. Понятно, что правительство упустило основной фактор, принимая решение о награждении часами: финансовое положение своих офицеров. Все остальное стало следствием этой ошибки.
Специалисты сувенирных компаний всегда стремятся мягко подсказать своим клиентам основные составляющие того или иного решения о создании массовых, персональных, стратегических или имиджевых подарков и сувениров. Это часто позволяет избежать комических или весьма неудобных ситуаций.
Приведем еще пример (весьма, кстати, в нашей практике привычный). Та или иная компания заказывает дорогие имиджевые наборы из ручек, органайзеров и т.п. Все это предназначено для переговоров с зарубежными партнерами. А в результате — провал. Почему? Да потому, что все предметы набора, оказывается, произведены в стране тех, кому сделан подарок. Ну представьте себе, что Вам в Америке торжественно вручили огромную матрешку с надписью "Нью-Йорк"… Как Вы отнесетесь к таким "умным" партнерам? Доверите ли им свои капиталы и деловые планы?
Российские посольства еще во времена царя Гороха ездили за рубеж с обозами мехов, пеньки, меда и прочего уникального национального продукта. Сегодня такие дары смотрелись бы странно и несколько громоздко — но вопрос о национальном подарке стоит остро: не автомат же Калашникова в оригинальном исполнении преподносить? А ведь многие наши народные промыслы теперь уже поняли требования современности и предлагают интересные новые дизайны своих изделий, сохраняющие все приметы стиля и традиционности.
http://moff.ru/