Листовка, как средство информационной борьбы
|
|
Исторические корни раздачи листовок
В отечественной истории существуют богатейшие традиции использования листовок (прокламаций, "грамоток" и т. п.) в освободительной борьбе трудящихся. Становление и развитие рабочего движения в конце XIX - начале XX шло рука об руку с созданием в форме листовок обширной "литературы" первоначально экономических (фабричных и профессиональных), а затем и политических обличений.
До 1917 года широкое распространение листовок выступало своеобразной войной с общественным порядком, построенном на грабеже и угнетении. В работе "Что делать?", написанной в 1902 году, В.И.Ленин отмечал: "листки" даже только с экономическими обличениями "в громадном большинстве случаев были действительно объявлением войны, потому что разоблачение оказывало страшно возбуждающее действие, вызывало со стороны рабочих общее требование устранить самые вопиющие безобразия и готовность поддержать эти требования стачками" (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 6, с. 54-55). Он обращал внимание на эффективность действия листовок. "Случалось не раз, что одного появления листка оказывалось достаточно для удовлетворения всех или части требований" (там же, с. 55).
В.И.Ленин проявлял живейший интерес к изготовлению и распространению листовок, организации листовочной борьбы. Он прекрасно знал и стремился осмыслить даже мелкие нюансы этой работы. В ленинских трудах, документах партии, особенно дореволюционного времени, содержится богатейший и крайне актуальный сегодня опыт.
Содержание и направленность листовок: временная эволюция
Понятно, что содержание и направленность, способы создания и распространения листовок постоянно менялись. Одно дело - дореволюционный период, другое - годы индустриализации и коллективизации или время Великой Отечественной войны. Тут очевидна связь с политической и социально-экономической ситуацией в стране и регионах, основными задачами пропаганды и агитации, возможностями технического тиражирования материалов и доведения их до аудитории.
Кто активно использует раздачу листовок
В последнее время листовки все больше обретают как бы "второе дыхание". Особенно широко они используются различными политическими силами во время выборных кампаний. В этот период листовочный материал буквально со всех сторон обрушивается на избирателей, призывая голосовать за список той или иной партии, за того или иного кандидата. Порой весь пол в подъездах усеян листовками, люди их не читают, а сразу выбрасывают. Тут важно не переборщить. Может быть, опередить политических противников, заблаговременно начиная листовочную кампанию. После выборов листовочный поток заметно "худеет".
Виды и формы рекламных листовок
При этом листовки различаются не только по содержанию, но и по художественному исполнению, формату, от совсем маленьких до газетных листов А-4 или А-3. Своеобразными листовками являются спецвыпуски партийных газет.
Политические партии регулярно обращаются к гражданам посредством листовок. Они видят в листовке, прежде всего, оперативный способ доведения злободневной политической и социально-экономической информации, возможность выступления перед широкой аудиторией в условиях недоступности "свободных" СМИ, в противовес потокам лжи и обмана, которые они несут. Листовки позволяют рассказать о том, что замалчивают или искажают государственные и частные средства массовой информации.
Кроме этого, невысокая себестоимость изготовления дает возможность партийным комитетам выпускать листовочный материал большими тиражами, чем тиражи региональных партийных газет.
Раздача листовок – эффективный способ донесения до масс необходимой вам информации
Наконец, листовки можно готовить и распространять, реализуя дифференцированный подход, с учетом социально-профессиональных, национальных, социально-территориальных, социально-демографических, религиозных и других особенностей населения.
Все большее обращение к листовке, как способу доведения до населения актуальной политической информации, подтверждается и постоянными просьбами партийцев в газеты - давать на их страницах листовку: "Пока трудовой народ не вернул себе возможность быть созидателем и распространителем духовной культуры, не вернул себе СМИ, главным средством борьбы за умы и сердца людей может стать листовка. По общероссийским проблемам ее могут и должны предлагать центральные партийные газеты". Значимость выпуска листовок Владимир Ильич видел и в том, что "парламентские речи всегда будут не договаривать. Листки будут ставить точки над «и». Кроме того, выпуск листков является и формой участия в работе Думы.
Как подчеркивал В.И.Ленин, листовочная пропаганда и агитация выступает важнейшей формой политического руководства ЦК, особенно во время революционных потрясений. В письме членам ЦК от 11 июля 1905 года он отмечая, что не видно политического руководства ЦК. "Одна из основных причин тому - отсутствие регулярных листков ЦК… Надо руководить публично. Надо все остальные виды работы подчинить этому виду, всецело и безусловно. Ответственный литератор ЦК должен, прежде всего, позаботиться о том, чтобы писать (или получать от сотрудников, - но редактор всегда должен быть готов написать текст листовки сам) два раза в неделю листок на партийные и политические темы… и переиздавать его всячески, гектаграфировать тотчас… и рассылать по комитетам для переиздания".
В заключение следует отметить, что должен быть обмен опытом работы с листовкой. Его можно проводить на семинарах. Организовать такой обмен опытом или учебу поможет изучение литературы.
http://razdacha.ru/