В современном маркетинге активно используются фокус-группы для исследования потребительского поведения на рынке и выявление запросов. Этот метод позволяет получать достоверные сведения максимально эффективно. Но до сих пор в среде маркетинговых исследований отношение к фокус-группам неоднозначное. Характерен тот факт, что, как сторонники, так и противники этого способа исследования потребительского рынка имеют убедительные аргументы. Наверное, поэтому однозначное мнение так и не достигнуто.
Однако, как заметили ученые, которые придерживаются беспристрастной точки зрения, обе позиции основываются на субъективных доводах. Если применение такого инструмента в торговле, как кассовые аппараты является неоспоримой необходимостью, то с фокус-группами в сфере маркетинга не всё так просто. Убежденные скептики утверждают, что фокус-группы являются анахронизмом, и рекомендуют серьезно задуматься о целесообразности применения данного метода в области исследования потребительских запросов.
Действительно, на первый взгляд может показаться, что средства, потраченные на сомнительные опросы случайных людей, расходуются впустую. Эффективность привлечения фокус-групп в исследовательские проекты может быть достигнута при соблюдении определенных правил. И первое требование, предъявляемое организаторам маркетинговых исследований при помощи фокус-групп, заключается в том, что в состав участников не должны входить люди, причастные к области рекламы и маркетинга. Это основа объективности исследования.
Следующее правило, которое влияет на объективность результатов исследований в фокус-группах, - это отсутствие ярко выраженного лидера в группе. В противном случае мнения ведущего участника группы будут постоянно превалировать и влиять на взгляды остальных участников.
Также не допускается прямое влияние на участников фокус-группы с целью формирования нужного результата. Результат должен быть независимым. Поэтому рекомендуется, чтобы в фокус-группы были собраны люди, совершенно незнакомые друг с другом.
Эффективность результата исследования в фокус-группах зависит от умения и способности организаторов создать правильные психологические условия. Невербальное воздействие и формирование модельного поведения.
Но даже соблюдение всех требований и правил не гарантирует стопроцентное попадание результата в мишень.