Когда мы стали доверять незнакомцам?
Результаты исследования Universal McCann
Краткая справка:
Исследование «Когда мы стали доверять незнакомцам?» проходило в рамках трекинга социальных сетей “Power To The People”, проводимого компанией Universal в 29 странах мира. Метод – он-лайн опрос 17 тысяч активных (не менее, чем раз в два дня) Интернет пользователей в возрасте 16-54. Основной задачей опроса было проанализировать, насколько, благодаря развитию Интернета и социальных медиа, упростился процесс поиска и обмена мнениями и оценками людей по продуктам и сервисам.
Социальные сети – он-лайн приложения, платформы или СМИ, основанные на сотрудничестве, обмене и взаимодействии между рядовыми пользователями сети Интернет. Взаимодействие может принимать различные формы: блоги/дневники, сервисы знакомств и групп по интересам, фото и видео-обменные сервисы, podcast’ы, RSS, рейтинги товаров и услуг. Популярность социальных сетей (или Web 2.0) растёт с огромной скоростью.
Повсеместно наблюдается широкое распространение социальных сетей среди интернет-пользователей. Так, блоги в России читают 70% активных интернет-пользователей, которых становится всё больше из-за активного внедрения и удешевления доступа в сеть Интернет.
Вследствие роста популярности социальных сетей выросло и число источников информации. Теперь создание этих источников переходит от профессиональных традиционных СМИ в руки обычных людей, когда сами пользователи создают новый контент.
С помощью Интернета делиться мнением по любому продукту и услуге стало предельно просто. Это революция, в результате которой именно рядовые пользователи сами становятся наиболее востребованными агентами влияния, пользующимся большим доверием, чем стандартные источники информации. Вследствие этого компании-производители товаров и услуг вынуждены постепенно становиться более честными, открытыми к диалогу. Это можно назвать демократизацией “влияния”. Основной феномен – мы начинаем доверять абсолютно незнакомым людям, виртуальным собеседникам.
Виртуальный обмен мнениями начинает занимать всё более заметное место в общении людей. В среднем по миру уже около половины всех контактов между друзьями и знакомыми происходит в цифровом виде. Российские интернет-пользователи имеют меньшее количество контактов и наиболее выраженным до сих пор является общение «лицом к лицу» - в среднем они общаются с 31 человеком в месяц. Далее по популярности следует использование мессенджеров типа ICQ (21 человек) и форумы (19 человек). Количество контактов в социальных сетях пока также отстаёт от общемирового значения – в среднем они контактируют в среднем с 15 разными людьми в месяц через этот канал.
Самые популярные средства получения информации о продуктах/ услугах в России – интернет-поисковики (79%), официальные сайты производителей (74%), переписка по е-мэйл с друзьями (73%). Далее следует широкий набор источников (блоги, мессенджеры, потребительские обзоры и пр.). Самый маленький охват (в отличие от среднего по миру) в России у интернет-аукционов (35% против 58%).
Наиболее популярным способом поделиться с другими мнением о продуктах/услугах в России являются сообщения через ICQ (и другие мессенджеры): 51% пользуются этой возможностью хотя бы раз в месяц. 41% пользуется для этого электронной почтой, 27% комментируют в блогах, 26% пишут отзывы на сайтах магазинов.
Уровень доверия к цифровой информации в России близок к среднемировому. Более всего доверяют мнению близких (6,7 из 10 возможных баллов), а также профессионалов (6,2). Достаточно высокий уровень доверия к рецензиям на сайтах магазинов, которые пишут по сути незнакомые люди (5,2), профессиональным блогам и блогам знакомых (по 4,6 баллов у каждого).Самый низкий балл доверия: прямая реклама и мнения знаменитостей (3-4).
Наиболее популярными сервисами/продуктами, по которым российские интернет пользователи ищут информацию, являются различные технологические товары: аудио/видео/компьютеры (79%), сотовые телефоны/cервисы (62-65%), компьютерные программы (62%). Также фильмы (58%), музыка (54%), отдых (50%).
Пишут отзывы/рецензии в России в целом меньше, чем по миру. Популярные категории: фильмы/музыка (54-57%), мобильные сервисы (49%), программы (48%).
По прогнозам, в России будет продолжаться рост участия интернет-пользователей в создании мнений, оценок и другого “контента” относительного товаров и услуг. Это означает, что брендам необходимо каким-то образом реагировать на эту «экономику влияния», становясь более открытыми, прозрачными и более активными в социальном медиа пространстве.
Примеры работ в социальных сетях:
Россия
Intel:
1. При помощи Universal McCann Россия было создан сообщество i_future в Livejournal – о технологиях будущего. На данный момент около 2,5 тысяч читателей
2. Скрытая рекламная кампания Centrino: 40 агентов влияния на более 100 сайтах(игры, мобильные, развлечение, форумы, блоги / коммьюнити)
Другие Страны
Microsoft: Поощряет ведение блогов сотрудниками.
Johnson&Johnson: Имеет блог для персонала. Основной посыл: “Многие говорят о нашей компании, почему мы сами не можем?
Starbucks: Коммьюнити “Мой Starbucks” позволяет потребителям говорить фирме, как ей нужно развиваться с их точки зрения
Southwest Air: сделано множество блогов и контента под именем “Nuts about South West” (“Сходящие с ума по South West”) на всех основных социальных сетях, включая Youtube, Facebook и Flickr
Nike: Создан канал на Youtube – Футбол Nike, где можно посмотреть все их рекламные ролики и другой контент
Lenovo: коммьюнити летних Олимпийский Игр, объединившее множество блоггеров-спортсменов
Dell: Он-лайн мозговые штурмы в специальном коммьюнити позволяют потребителю предлагать идеи для Dell. Также есть отдельные блоги, podcast’ы.
H&M: создан профиль и коммьюнити в социальной сети Facebook, на котором показываются новые коллекции одежды и контент. Более 250 тысяч участников!