Есть две категории вопросов, на которые призвано найти ответы маркетинговое исследование. К первой относятся вопросы: «кто?», «что?», «кому?». Вторая представлена вопросами: «почему?» и «что делать?». На вопросы первой категории помогают найти ответ социологические методы, на вопросы второй – психологические.
Методы могут быть отнесены к психологическим ввиду соответствующей процедуры измерения и использования для обработки свойств, функций, закономерностей явлений психики. К последним относятся факты субъективного мира: бессознательные психические состояния, ощущения, переживания, аспекты поведения индивида и коллектива.
Психологические методы измерения зависят от понимания того, что собой представляет определенное психическое явление, какие приемы и процедуры целесообразно применять. Знание методов психологии важно для соискателя и в том случае, если ему предстоит работа в Рузе в не меньшей степени, чем если предстоит работать в Москве или Варшаве.
Психологические методики сбора и анализа информации как нельзя лучше подходят к использованию в господствующей ныне концепции маркетинга, ориентированного на клиента. Но есть определенные аспекты данной деятельности, где психологические методы особенно эффективны.
В первую очередь к ним относится реклама, занимающаяся исследованием мотиваций и предпочтений потребителя, а также рекламных текстов и их воздействия.
Еще одним направлением является сфера разработки товара. В данном случае психологические методы важны при изучении реакции на вводимый товар и его потенциала. Кроме того, с помощью данных методов можно изучить конкурирующие товары, проводить тестирование товаров, уже имеющихся в продаже.
Применение психологических методов в сфере сбыта позволяет изучить возможности и характеристики рынка, проанализировать сбыт и стратегии его стимулирования.
Если в организации не происходит заполнение вакансии психолога, специализирующегося на применении психологических методов в исследованиях (например, организация очень небольшая), то целесообразно обучить этим методам маркетолога.
Собственно, психологические методы облегчают объективацию психологических механизмов, лежащих в основе выбора потребителем товара, на формирование которого направлена маркетинговая деятельность.
По материалам сайта http://www.job.ru/