Туристический маркетинг – это комплекс мероприятий, которые осуществляют туроператоры с целью расширить рынок сбыта своей продукции, в частности турпутевок и сопутствующих услуг. Для того чтобы компания успешно развивалась и продвигала свой продукт в российские регионы, ей необходимо создавать конкурентоспособные предложения. Поэтому маркетинговая деятельность в данном случае направлена на разработку новых привлекательных для туристов услуг. Затем эти услуги нужно произвести и продать, получив прибыль. При этом прибыль сегодня можно получить, предлагая только качественный продукт и учитывая тенденции на международном рынке.
Туристический маркетинг направлен на достижение всего трех целей:
1) сохранение уже сложившегося рынка сбыта;
2) продвижение на новые рынки;
3) снижение влияния сезонности.
Каждый туроператор знает, в какое время года особым спросом пользуются отели Таллина, а когда начнется бум заказов на путевки в Египет. Для всех работников туристических компаний год разделен на 4 сезона:
1) пик сезона – это лето и календарные праздники;
2) высокий сезон – сюда входят весенние туры и «бархатный сезон»;
3) низкий сезон – время осенних и зимних каникул;
4) «мертвый» сезон – все остальное зимнее время.
Основная маркетинговая задача любого турагентства – предложить клиентам именно тот продукт, который хоть как-то оживит «мертвый» сезон. Чтобы создать его, нужно провести исследования потребительского рынка с целью узнать желания потенциальных покупателей. Далее работа маркетологов идет по следующей схеме:
1) генерация идей – поиск новых решений;
2) экспертная оценка создаваемого турпродукта;
3) экономический анализ – расчет издержек, прогноз объема продаж и прибыли, составление бизнес-плана;
4) создание макета нового турпродукта;
5) тестирование – оценка новой услуги в условиях реальной обстановки на рынке;
6) реализация готового туристического продукта.
Запуская в оборот новинку, необходимо четко понимать, для какой аудитории она создается, в каких экономических условиях будет продаваться. Например, сегодня растет спрос на гостиницы Милана 4 звезды и отдых на Мальдивах, а в условиях кризиса россияне предпочитали отдыхать на Черноморском побережье России. Если маркетинговые исследования и создание инновационного предложения проведены правильно, то услуга будет пользоваться спросом, повысит лояльность клиентов и принесет прибыль.