Исследование по мониторингу жизненного цикла товара |
|
Говоря о товарах, мы подразумеваем, что это неодушевленный предмет. Во всяком случае, так нас учили в школе и вроде все правильно. Однако маркетологи относятся к товару, которым они занимаются несколько иначе. Особенно, если товар был разработан и продвинут на рынок под его (маркетолога) руководством, это своего рода его детище, это то, что он создал.
Обращаясь к теории о товарах, мы также можете найти такое понятие как жизненный цикл товара - это время с момента первоначального появления продукта на рынке до прекращения его реализации на данном рынке. Жизненный цикл товара описывает изменения объема продаж и прибыли по времени, которые включает в себя следующие стадии:
* Начало продаж (внедрение на рынок) или еще говорят “Детство”
* Рост
* Зрелость
* Спад
В некоторых изданиях жизненный цикл товара начинается со стадии его разработки, а не в выхода на рынок, как указано выше. Давайте немного разберем каждую из стадий:
* Для ВНЕДРЕНИЯ характерно незначительный рост объема продаж; на этой стадии предприятие может нести убытки из-за больших начальных затрат на маркетинг, малых объемов выпуска продукта, неосвоенности его производства;
* Стадия РОСТА объема продаж характеризуется быстрым увеличением объема продаж, обусловленного признанием продукта потребителями; на этой стадии прибыль предприятия растет, относительная доля затрат на маркетинг, как правило. Снижается, цены на продукт постоянны или немного падают;
* На стадии ЗРЕЛОСТИ рост объема продаж замедляется и даже начинает падать, так как продукт уже приобретен большинством потребителей; усиливается конкуренция; затраты на маркетинг, как правило возрастают; возможно снижение цен, прибыль стабилизируется или снижается. При модернизации продукта и/или пересмотре сегментов рынка возможно продление данной стадии;
* СПАД проявляется в резком снижении объема продаж и прибыли. Модернизация продукта, снижение цен, увеличение затрат маркетинг могут только продлить эту стадию.
На разных стадиях Жизненного Цикла Товара используются различные маркетинговые стратегии, что приводит к проведению исследований, которые решают различные вопросы.
Если рассматривать жизненный цикл товара с процесса его разработки, то исследования, которые проводятся на этой стадии, в основном, проводятся качественным методом, то есть фокусные группы, глубинные интервью с потенциальными потребителями данного продукта или реальными потребителями похожего продукта. Конечно, предварительно проводится общий анализ рынка для определения целесообразности ввода нового товара на рынок, который определяется по двум группам параметров: доступность и привлекательность рынка, где планируется продавать товар.
Доступность:
* Конкурентная среда
* Степень развития инфраструктуры (торговой, транспортной и т.п.)
* Доступ к товаропроводящим каналам
* Представленный в розничной торговле ассортимент
Привлекательность рынка:
* Уровень цен
* Надежность потенциальных партнеров
* Уровень жизни в регионе
* Стимулирование местными властями деятельности товаропроизводителей на данном рынке
* Прогнозируемый объем продаж
На стадии РАЗРАБОТКИ самого продукта проводятся ряд исследований направленных в основном на тестирование продукта (внешний вид, вкус, запах, удобство в применении и так далее, в зависимости от типа продукта.) Если же данный продукт является услугой, то проводится тестирование идеи. На фокусных группах рассказывают потенциальным потребителям об услуге и собирают мнения.
Если сам продукт уже готов, то дальше идет разработка упаковки и/или рекламной кампании для успешного продвижения его на рынок. На этой стадии тестируются различные дизайны упаковок, рекламных сообщений, роликов и все того, что является хоть и дополнением к продукту, но очень важно для того, что продукт стал популярным.
Для того, чтобы определять на каком стадии жизненного цикла продукта находится Ваш товар уже после того, как он появился в продаже, необходимо проводить несколько видов исследований, которые дают Вам развернутую картину. Причем все исследования надо проводить с определенной периодичностью, чтобы вовремя определить ту или иную стадию цикла и правильно отреагировать для удаления стадии спада или продления этого процесса.
Так вот, для мониторинга жизненного цикла товара проводятся следующие виды исследований:
* Usage & Attitude Study (использование и отношение к продукту). Это исследование проводится с определенной периодичностью с одинаковой выборкой, чтобы при анализе хорошо прослеживалась динамика. Опрос потребителей Вашего продукта и продуктов-конкурентов. Здесь Вы получаете информацию о позиционировании Вашего продукта среди остальных, частота потребления, объемы покупок за раз, места покупок, видели ли рекламу и так далее. Основная идея этого исследования - получение информации об отношении потребителей к продукту и сравнение с конкурентами.
* Retail Audit, Distribution Check – соответственно аудит розницы и присутствие на рынке, что дает нам информацию о том какие марки продукта представлены в продаже, насколько они доступны (то есть во всех ли магазинах представлены), по какой стоимости продаются и замеряются объемы продаж. При помощи этих данных можно подсчитать доли рынка Вашего товара в сравнении с конкурентами.
* Отслеживание эффективности рекламной кампании, чаще всего рекламируемые марки продуктов, что соответственно влияет на осведомленность о марке, а потом уже на потребление при хорошей цене и доступности продукта в розничной торговле и бюджеты, которые идут на рекламу у Ваших конкурентов.
Складывая и анализируя эти данные, вы получаете периодическую информацию по состоянию продукта на рынке, что дает Вам возможность отслеживания угроз возможных спадов и подъемов.
Если на стадии Зрелости или Спада Вы решили модернизировать товар или выставить товар на другой рынок, то Вы возвращаетесь почти на самое начало, точнее сказать на анализ другого рынка и разработку рекламной кампании для представителей другой целевой группы. А все остальное почти так же.
Жумагалиева Саулеш
http://4p.ru/