ПОИСК:
 
 

-->
   Информационный портал... > СТАТЬИ > Маркетинговые... > Дайте, что ли, КАРТЫ...  
01 О ПРОЕКТЕ
02 BTL ТЕРРИТОРИЯ
03 АРХИВ BTL НОВОСТЕЙ
04 РОССИЙСКОЕ BTL ПАРТНЕРСТВО
05 СОБЫТИЯ
06 СТАТЬИ
07 КНИЖНАЯ ПОЛКА
08 CООБЩЕСТВО
09 ТЕНДЕРЫ
10 ПРОМОКАЛЬКУЛЯТОР
11 СЕРТИФИКАЦИЯ
12 КОНТАКТЫ
13 РЕКЛАМА НА ПОРТАЛЕ


Подписка
 
Новости сайта BTLREGION.RU

Рассылка 'Новости сайта BTLREGION.RU'




Яндекс цитирования
Rambler's Top100
 
  В супермаркеты запустили «тайных покупателей»
  Доверяй, но проверяй
  Долой старье!
  Игорь Березин: Интересное для всех не интересно никому
  Когда мы стали доверять незнакомцам?
  Когда хорошее маркетинговое исследование становится плохим
  Маркетинговое исследование. Как не допустить ошибок при его проведении
  Маркетинговые исследования в процессе создания бренда
  Маркетинговые исследования: узость обзора или широта оценки?
  Не анализируй это
  Несколько замечаний об этике фокус-групп
  Нужны ли методы психологии в маркетинговых исследованиях?
  Объективные причины для проведения исследований
  Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции
  Потребитель фильтрованный
  Потребительский рынок: есть ли кризис в России?
  Практический подход к анализу данных исследований, проведенных с помощью фокус-групп
  Признаки хорошего маркетингового исследования или надо ли делать Заказчику красиво?
  Проективные методики в исследованиях рынка
  Работа модератора при проведении качественных исследований
  Тест на продаваемость
  Три России. Особенности национального потребления
  Фокус-группы в маркетинговых исследованиях – за и против
  Фокус-группы он-лайн! Новые технологии маркетинговых исследований
  Фокусные группы для рекламных исследований
 

Дайте, что ли, КАРТЫ В РУКИ…

Мэппинг торговых территорий: задачи, цели, сложности

Речь пойдет об одном из самых сложных видов маркетингового исследования, провести которое может позволить себе далеко не каждое BTL-агентство. О его особенностях, а также о том, с какими проблемами сопряжено составление карты (мэппинге) торговых точек на отдельно взятой территории, корреспондент поговорил с координатором по маркетингу агентства Ace Target (Москва) Натальей Никитиной.

– Что может послужить поводом к проведению мэппинга торговых территорий для компаний?

– Это может быть вызвано следующими причинами: необходимостью получения полной (тотальной) адресной базы торговых точек либо предприятий (каких-то единиц, требующих учета), данных об представленности определенной группы товаров в торговых точках данной территории и о разбросе цен на эти товары, а также данных об объеме продаж. Нередко проведение мэппинга позволяет решить все эти задачи в комплексе.

- По какой схеме проводится мэппинг?

– На этапе подготовки разрабатывается основной документооборот проекта, который состоит из брифа и графика проекта, бланка аудита, инструкции персонала, структуры проведения тренинга персонала, алгоритма и графика проведения инспекторских проверок, программного обеспечения и формы ввода данных. Полевой персонал проходит трехступенчатый тренинг, включающий в себя: общую презентацию проекта; информацию о компании и других производителях, оборудование которых могло быть обнаружено в ходе аудита; правила заполнения бланка аудита; отработку алгоритма визита в торговую точку; ролевые игры, в ходе которых прогнозируются возможные проблемы и вырабатываются способы и решения.

Полевая работа осуществляется методом структурированного наблюдения shore-checking. Метод позволяет оценить внешнее устройство торговой точки, ее категорию, вывеску, месторасположение, качество прилегающей территории и внутреннее устройство торговой точки (количество посадочных мест и кассовых терминалов, оснащение POS-материалами, ассортимент представленной продукции и уровень цен). Собранная информация фиксируется в утвержденных заказчиком бланках аудита.

- Какие основные проблемы и сложности возникают при проведении мэппинга?

– ПРОБЛЕМА № 1.

Получение достоверных данных. В процессе проведения мэппинга данные могут быть искажены – нередко из-за недобросовестности полевого персонала (речь идет об умышленном искажении). Человеческий фактор – это то, чего не исключит даже самый крутой тренинг. При подборе персонала для мэппинга набираются сотрудники не того плана, чем для стандартной акции по мерчендайзингу (хотя традиционно мэппинг и относят к последнему). При сборе информации от исполнителя требуется главным образом доскональность, ответственность и аккуратность. Коммуникабельность и инициативность имеют меньшее значение. Поэтому «сборщиком информации» вполне может оказаться женщина 40–45 лет, которая, придя в торговую точку, опишет все, что требуется, не поленится переписать все цены, найдет контакт с продавцом, если будет необходима его помощь и т. д.

Кроме того, искажение данных может быть вызвано и ошибкой администрации магазина или производителя товара. В моей практике были случаи, когда стоимость товара на ценнике указывалась с опечаткой. Например, с лишним нулем. Естественно, ценовая картина искажалась. Если мы можем спрогнозировать такую проблему до начала проекта, то пути решения ищем заранее: например, в случае с ценами переписываем их не с ценников, а просим продавца показать прайс-лист. К сожалению, не всегда такого рода проблему можно предвидеть, это приходит с опытом. Другой способ уменьшить вероятность возникновения таких ошибок – анализировать данные до начала обработки. К примеру, если продолжать разговор о ценах, при обработке «убираются» так называемые «пики» – то есть значения, которые слишком отличаются от общего уровня.

Искажение результатов может произойти и вследствие ошибки оператора при вводе данных. Или из-за мерчендайзера, пишущего все от руки, – это тоже разновидность влияния человеческого фактора! Но в данном случае речь идет о случайном искажении. Проблема решается только путем создания особой формы для ввода данных, полностью исключающей возможность введения значений, помимо допустимых.

ПРОБЛЕМА № 2.

Устаревание данных. Как в любом другом маркетинговом исследовании, данные мэппинга устаревают сразу после завершения проекта. Торговые точки перепрофилируются или закрываются, цены растут и т. п.

ПРОБЛЕМА № 3.

Надежность используемых методик. В этом случае я имею в виду проблему классификации точек, которая используется при проведении полевых работ, раньше, при разработке бланка. Очень важно оговаривать с клиентом до начала работ методику обработки данных, которая используется при подготовке отчета.

- Как оценивается эффективность проведения мэппинга для компаний?

– Ее клиент может оценить, сопоставив данные мэппинга с теми, что он уже имеет в своем распоряжении. А они есть в собственной базе данных или панельных исследованиях специализированных фирм – A.S. Nielsen, «Бизнесс-Аналитика» и т. п. По сути, полученная карта – это единственный реальный инструмент клиента для работы на торговой территории.

- Как классифицируется информация, полученная в ходе мэппинга?

– Главным образом в зависимости от задач. Унифицированных примеров не существует. Формат и параметры представления информации всегда следует оговаривать до начала проекта. От этого зависит буквально все. По сути, до начала проекта я уже представляю себе, что должна получить при завершении полевых работ и какая информация мне нужна. Затем – как должны выглядеть массив данных для обработки и бланк мэппинга, который поможет мне эти данные собрать. То есть цепочка действий обратная и начинается с постановки задачи клиентом (что мы должны получить в итоге и для чего будет использоваться собранная информация). Далее готовятся:

структура итогового отчета
данные, которые понадобятся для этого отчета
бланк, который поможет мне эти данные собрать

Что нужно для качественного проведения мэппинга:

четкие задачи, поставленные клиентом
хороший бланк, утвержденный клиентом
добросовестные мерчендайзеры
отработанная технология реализации. Или просто опыт.


Источник: http://www.acetarget.ru/

Обсудить статью на форуме

 


Приглашаем Вас также посетить: сайт наших партнёров, предоставляющих нам контент MarketingPeople ,
 Created by PR Exclusive 2004 При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт обязательна!