Успешность любого бизнеса зависит от качества управления им. Для повышения качества управления рядом отечественных и зарубежных стандартов введено такое понятие, как процессный подход. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «СМК Основные положения и словарь» рекомендует любую деятельность, которая при образовании входов в выходы использует ресурсы, рассматривать, как процесс.
Чем сложнее организационная структура, то есть больше уровней управления, тем сложнее взаимосвязи в организации, поэтому неформальное внедрение процессного подхода необходимо для улучшения управления. В организациях, с 3-мя и более уровнями управления, все процессы и требуемые для их обеспечения ресурсы должны быть идентифицированы. Выходы одних процессов должны являться входами других процессов. В результате этого должна быть выстроена бизнес-модель организации и спроектированы управляющие воздействия с применением современных компьютерных технологий.
Чтобы не допустить формализма при разработке и внедрении процессного подхода, наряду с созданием модели управления бизнес-процессом (BPM — здесь уместно применить термин, введенный Хаммером и Дэвенпортом в 1990 г. — Business Process Management) следует также спроектировать модель BAM— мониторинг бизнес-деятельности (Business Activity Monitoring). То есть на стадии проектирования ВАМ должны быть определены параметры процессов, объективно отражающие результаты бизнес-деятельности, контрольные точки, в которых будет осуществляться их измерения, частота и методы контроля.
Методология ВРМ и ВАМ зависят от специфики организации. Например, в контрольной точке по оценки входных параметров процесса банковских операций (количество и качество поступивших банкнот) могут быть установлены простейшие портативные ручные счетчики банкнот, а данные с них считываться могут в режиме онлайн. Применительно к образовательному процессу входными параметрами следует считать уровень знаний до обучения, выходными — уровень знаний после обучения, ресурсы — это материальная база и качество обучающего персонала, управляющие воздействия — скоординированные действия по управлению процессом. Для мониторинга следует брать данные из базы данных образовательного учреждения.
Если в качестве примера рассмотреть крупный холдинг, в котором трудятся тысячи сотрудников, то особого внимания там требует процесс управления персоналом. Здесь важно не только четко соблюдать процедуры: делопроизводство, организация труда и табельный учет, но также определить параметры, по которым следует оценивать состояние этого процесса. Очень большой блок задач по управлению персоналом можно решать при оптимизации табельного учета. Для этого используется информация, поступающая с проходной при входе-выходе человека через турникет, совмещенный с валидатором, а действия персонала на территории можно контролировать при помощи датчиков gsm охраны.
Систематическое определение процессов организации, их менеджмент и взаимодействия — то есть процессный подход — способствует оптимизации затрат, улучшению функционала служб и подразделений, а результатом является улучшение бизнеса.