Лекция 4
Каждый раз, когда из типографии прибывала очередная партия листовок и конвертов, я говорил своим коллегам:
"А теперь, друзья, займемся лизингом, маркетингом, конвертингом и приклеингом..." :-))
Представьте, что вы выбрали, наконец, из базы данных потенциальных адресатов. Но дальше есть тоже немаленькая кучка подводных камешков и мелких организационных хитростей.
Вопрос N1. Что именно посылать будем?
Конечно, у каждого заказчика (и даже отдельного заказа) есть свои особенности. Но даже простой перечень того, что реально доводилось рассылать, довольно внушительный.
Почтовая открытка.
Дешево, сердито, заметно. Годится не только в качестве поздравления (хотя в этом качестве - вне конкуренции). Может использоваться в случаях, когда НЕ НУЖНО МНОГО ПИСАТЬ. Пример - продается комплект плакатов по безопасности дорожного движения. Ну что тут особенно расписывать? Кроме того, отлично работает в качестве возвратного купона (об этом подробно в следующей лекции).
Письмо без конверта.
Сложенный втрое лист формата А4 выглядит почти как евроконверт. До 2000-го года почта брала за такое письмо столько же, сколько и за письмо в конверте. Дешево и сердито. Обратный адрес печатался прямо на листе, адресная наклейка и почтовая марка скрепляли письмо по двум углам.
Были клиенты, которые хотели ОЧЕНЬ МНОГО ТЕКСТА, но без конверта. ОК, берем лист формата А3, складываем пополам, потом еще втрое. 3 страницы А4 пока хватало всем. Правда, теперь этот способ потерял актуальность - белорусская почта потребовала клеить на такое письмо вдвое больше марок, что свело экономию от неиспользования конверта к минимуму. И адрес теперь в другом углу писать нужно. А все-таки, в конверте - культурнее и престижнее. В общем, не заказывают больше.
Письмо в конверте.
Тут начинаются вариации. Во-первых, конверты бывают разные, во-вторых, содержимое - тоже.
Помню, мы рекомендовали магазину обоев порезать несколько трубок на образцы и отправить вместе с письмом. То есть, если образец товара стоит дешево и вкладывается в письмо - это же здорово! Была идея для фирмы наружной рекламы - напечатать письмо на виниле. И заголовок крупно - "НЕМЕДЛЕННО ПОРВИТЕ ЭТО ПИСЬМО! Не получилось? А это потому, что наш особо прочный материал..."
Ну, а всякие буклеты и календари и каталоги - это, сами понимаете, без счета... Размер от С6 до С4.
Заказные письма и бандероли.
То, что нельзя послать письмом, можно послать... заказным письмом. Это обеспечивает документальную основу для подписания акта сдачи-приемки с заказчиком. В противном случае как подтвердить, что вы отправили столько-то писем? Хотя заказное отправление стоит дополнительных денег. Поэтому этот вопрос надо обсудить еще при подписании договора - доверяет вам заказчик отправить обычные письма, приедет ли он пересчитывать готовый к отправке тираж или доплатит за заказное отправление.
Ну, а что нельзя послать заказным письмом, можно послать бандеролью. Но тут начинается "песня" из мно-о-гих куплетов.
Наше общение с почтой убедило нас только в одном - нужно быть готовым ко всему, чему угодно, "...и еще-еще-еще-еще чему-нибудь".
Живой пример: заказал нам "Ротманс" рассылку призов по викторине сделать. А приз - металлический брелок отнюдь не плоской формы. Вот было интересно общаться с почтой по поводу заказных бандеролек! Каждый сотрудник считал стоимость по-своему и выдвигал свои требования к упаковке и оформлению. В такой ситуации лучше сразу ехать к главному почтовому начальнику и тщательно записать, что ОН скажет (не по телефону!), дабы при отправке ссылаться.
А что касаемо цены, то самую большую из названных нам цен мы умножили на 2 и назвали клиенту. Слава богу, в ЭТУ цену мы уложились.
В конце концов, вроде кое-как договорились, стали отправлять. А брелков много, оформляют они неторопливо, провозились несколько дней. В последний день новая дама за стойкой (другая смена) видит очередную порцию упаковок и заявляет, что они ТАКОГО НИКОГДА НЕ ПРИНИМАЛИ И НЕ ПРИНИМАЮТ. Пришлось вызвать "большого" начальника, устроить скандал, тогда все нормализовалось.
Конверт.
Не помню кто сказал, но сказал отлично: "Предназначение конверта - быть открытым". Не больше и не меньше. Жизнь конверта коротка: вскрыли - и в мусорку. Но точно так же живет упаковка любого товара, а ее дизайну уделяют максимум внимания. Про конверт же почему-то думают, что как он выглядит неважно, лишь бы подешевле. Результат - письмо отправляется в мусорку не вскрытым. Внешний вид конверта определяет ПОПАДЕТ ЛИ ПИСЬМО АДРЕСАТУ. Без этого все бессонные ночи маркетолога, копирайтера etc. псу под хвост. Стандартный ход - написать на конверте нечто интригующее:
"Здесь информация, которую Вы запрашивали"
"Что делать, если на Ваш стол пролили горячий кофе или уронили сигарету?"
"В конверте находится купон бесплатной лотереи с призом в 1000 долларов"
"Перед прочтением - сжечь!"
Только не пишите ничего типа "Пожалуйста, не выбрасывайте это письмо..." - точно выбросят.
Можно это самое интригующее не написать, а нарисовать. В Москве (не знаю как в прочих местах) сегодня можно заказать ПОЛНОЦВЕТНЫЕ конверты тиражом всего от 5000 штук. Причем это будет не печать на готовом конверте с мерзким качеством и полями не менее сантиметра. Это будет печать на бумаге, из которой потом делается конверт - любого стандартного размера. То есть конверт будет полноцветным с обеих сторон полностью и без полей.
Знаки почтовой оплаты
Они могут быть нанесены на конверт изначально. Это конверты, которые печатает государство, ибо изготовление знаков почтовой оплаты приравнивается к изготовлению денег. Чаще всего такие конверты выглядят непрезентабельно, лишены индивидуальности и приличному рекламодателю не стоит ими пользоваться. Марки можно клеить вручную. Это трудоемкая операция, которую можно заменить с помощью ФРАНКИРОВАЛЬНОЙ МАШИНЫ. Но стоят такие машины довольно дорого, обслуживаются представителями почтового ведомства, поскольку фактически она не клеит марку, а печатает на конверте информацию об оплате почтовых услуг.
Впрочем, такие машины есть на самой почте, но в Минске операция франкировки стоит вдвое дороже почтовой марки аналогичного достоинства. Услуги безработного, который сидя дома занимается тем самым "лизингом и маркетингом", обходятся значительно дешевле.