Общество любителей брэндов
|
|
Среди всех этих виртуальных объединений людей есть один занятный подтип: тематические сообщества, организуемые крупными компаниями в рекламных целях
Я думаю, слово «сообщество» скоро в приличном обществе и произнести нельзя будет, но оно остается в фаворе, а новые сообщества людей в Сети организуются с завидной скоростью. Популярными становятся редкие экземпляры, полезными — вообще единицы. Среди всех этих виртуальных объединений людей есть один занятный подтип: тематические сообщества, организуемые крупными компаниями в рекламных целях.
Последний тому пример — совместный проект Nike и Google под названием Joga.com, который вроде как должен объединять футбольных фанатов со всего мира. Нишу нашли хорошую — после доморощенных музыкантов и их фанатов, которых уже прибрали к сообществу MySpace.com, все, что вокруг футбола, собирает не меньше народу. Правда, появления Joga.com они, конечно, не ждали и уже нашли места в Сети, где можно общаться, но Joga имеет преимущество в виде привлечения к участию в проекте известных футболистов, неважно даже, в каком виде. Но, наверное, любой мальчишка захочет иметь аккаунт в одной системе с Рональдино или каким-то еще гонятелем мяча, пусть даже существование знаменитости в сообществе носит характер спорадических интервью и полупустого блога.
В общем, налицо развитие идеи вовлечения пользователя в общение с брэндом, подаваемое под видом общения между людьми. Или наоборот. В случае с рекламными сообществами подобные сущности начинают стремительно путаться, а оценить эффект от них — для рекламодателя довольно нетривиальная задача, равно как и само создание сообщества.
Joga.com— не первый случай, когда какая-то компания вкладывает деньги в создание масштабного тематического сообщества. Но подобные проекты остаются единичными. К этим идеям приходят, как правило, крупные корпорации, для которых это еще один из многочисленных каналов коммуникации с потребителем.
Корпорации готовы подождать несколько лет, пока сообщество наберет силу, разрастется до больших размеров. В итоге они имеют шанс получить обширную базу пользователей, которые почти на 100% являются целевой аудиторией компании и доступны для контакта.
Плюс, конечно, пресловутое увеличение лояльности к брэнду и возможность проведения небольших исследований на этих пользователях, тестирование новых идей по расширению продуктовой линейки и feedback от потребителей. В общем, сообщество может оказаться довольно полезной штукой для компании, главное— не бросать подобный проект посреди пути на саморазвитие, к которому тяготеет любое сообщество.
Но это глобальные сообщества транснациональных корпораций. Кроме них существуют и гораздо более простые проекты по узким специализациям. В новости информация об их открытии не попадает, но задачи своих создателей они вполне могут решить. Речь в первую очередь об узких отраслях, небольших направлениях, где и число работников невелико, и заинтересованных в услугах клиентов немного. Никаких глобальных проектов с распределенной системой связей между пользователями в этом случае не нужно. Собственно технологическая составляющая тут минимальна, а маркетинговая цель по сути одна — позиционировать себя как лидера отрасли, пусть даже небольшой, подняться еще на одну ступеньку над рынком и организовать профессиональное общение по рабочим вопросам. Ну или делать вид, что организуешь. Тоже ведь вариант сообщества, просто в миниатюре. И существовать оно может хоть в формате бесплатного аккаунта в Livejournal.com, не испытывая никаких неудобств от этого факта. В Joga.com ведь точно так же люди создают свои блоги, составляют френдленту, делают мини-комьюнити и т. д. Это всего лишь вопрос размера потребностей и бюджета. Суть не меняется.
Бизнес