Супервайзер, мерчендайзер, промоутер. Еще недавно мы не могли понять, что означают эти профессии, а сегодня они вошли в русский язык. Однако несмотря на их распространенность, далеко не все понимают, что входит в обязанности первого, за что отвечает второй и чем занимается третий.
Для начала определимся с термином BTL. Так маркетологи называют все методы стимулирования сбыта, которые выходят за рамки традиционной прямой рекламы (ATL). У нас пока не учат на мейчендазера, каждая компания сама проводит тренинги для сотрудников. Например, если новому работнику предстоит продавать телевизоры Mystery 2257, его знакомят с товаром и обучают на необходимом уровне. Любой, кто желает сделать карьеру в сфере BTL-маркетинга, в идеале должен начать именно с этих первых ступенек карьерной лестницы.
Каждый из членов этой цепочки стимулирует продажи. Методы BTL- маркетинга подразумевают непосредственно работу с потребителем. Поэтому кандидаты на любую из этих должностей должны быть энергичными, активными, иметь хорошие коммуникативные навыки и быстро обучаться.
Низшая ступень BTL-маркетинга –это промоутер. Но именно от его умений и навыков зачастую зависит успех рекламной акции. Человек, подошедший к нему и выслушавший, должен, например, купить телевизор с поддержкой hdtv, несмотря на то что пришел он в магазин за батарейками. Сегодня очень сложно привлечь человека просто рекламой, так как ее стало слишком много.
К промоутеру обычно не предъявляют очень жестких требований. У него практически свободный график, то есть 3-4 часа в день. Минимальный возраст 18 лет, наличие высшего образования не требуется. Сектор FMCG четко прописал все критерии подбора промоутера для каждой акции. Например, для рекламы дорогих телевизоров типа Mystery MTV-1905W берут парней. Чтобы продвинуть темные цвета красок для волос, набирают девушек восточного типа внешности, смуглых и с хорошими волосами. При проведении промо-акции по мясной, кондитерской и молочной продукции предпочтение отдают девушкам славянской внешности.
Если промоутеров мы регулярно видим в торговых точках, то деятельность мерчендайзера никогда не заметна покупателю. Но несмотря на это, на выбор потребителя всегда влияет именно мерчендайзер. Его задача – сформировать у покупателя желание купить, то есть импульс покупки. Для этого используются различные методы. Например, группировка товара и его комплексная выкладка.
Знающий всю специфику работы «изнутри» и имеющий BTL-опыт сотрудник становится супервайзером. Это не узкоспециализированный термин. Деятельность супервайзера определяется задачами и спецификой фирмы, на него могут быть возложены различные функции. В маркетинге этот специалист руководит мерчендайзерами или промоутерами. Чаще всего супервайзеры работают на постоянной работе, их редко привлекают для одной акции.
В обязанности супервайзера обычно входит подбор персонала для промо-акции. Он должен найти промоутеров, провести с ними тренинг, объяснить задачи акции и дать указания. Также он контролирует ход рекламной кампании. Для того чтобы стать супервайзером, не нужно образование. Необходимо лишь успешно продвигаться по служебной лестнице.